Понедельник, 25 ноября 2024 / рус тат / обычная версия

2.2.8 Методические аспекты раскрытия потенциала города и управления факторами развития. Формирование агломерационных эффектов. Когнитивное моделирование, корреляционно-регрессионный анализ, балансовые методы

Стратегия социально-экономического развития г. Набережные Челны до 2015 г. рассматривала потенциал только на предмет возможной кластеризации. Было выявлено, что наибольшим потенциалом кластеризации обладают отрасли машиностроения и металлообработки, производства строительных материалов. В целях раскрытия выявленных потенциалов в г. Набережные Челны, с учетом близости размещения крупных промышленных центров – Нижнекамск, Менделеевск, Елабуга и мобилизации ресурсов для обеспечения инновационного развития Камского экономического района РТ была разработана Программа развития Камского инновационного территориально-производственного кластера на период до 2020 г.

Рисунок 2.119 – Обеспечение стратегических целей через раскрытие потенциала развития

Для эффективной реализации стратегических целей и проектов необходимо оценить не только сложившуюся социально-экономическую ситуацию, но и накопленный потенциал. Комплексная оценка потенциала города необходима для определения возможностей достижения поставленных стратегических целей.

Оценивая потенциал города как комплекс возможностей, предлагается рассматривать основные элементы социально-экономического потенциала г. Набережные Челны. Подробный перечень показателей представлен в Приложении 2.1.

1. Административный потенциал. Может проявляться на внешнем и внутреннем уровне. От действий местного руководства по выстраиванию эффективных связей с вышестоящими органами власти и бюджетами зависят многие возможности городского развития. Субсидии и дотации, участие в региональных и федеральных программах – результат использования административного потенциала. Уровень компетентности руководителей органов местного самоуправления является залогом управления городским развитием, направленным на решение насущных проблем горожан: занятости, ЖКХ, здравоохранения, образования, культуры и спорта.

2. Трудовой потенциал. Одним из важнейших факторов социально-экономического развития региона является трудовой потенциал, поскольку успех экономического развития во многом определяется ролью человека как главной производительной силы общества, его трудовыми способностями и возможностями их реализации.

Трудовой потенциал может быть охарактеризован следующими показателями:

2.1. Количество населения

Численность населения за последние годы увеличивается с 511 579 в 2010 г. до 524 444 чел. в 2015 г., что является благоприятным фактором усиления трудового потенциала. Численность трудовых ресурсов в г. Набережные Челны в 2014 г. составила 377,5тыс. чел. или 72,0% населения города (2013 г. – 71,8%). Численность экономически активного населения несколько снизилась и составила 269,0 тыс. чел. или 51,3% (2013 г. – 52,4%), занятых в экономике 258,5 тыс. чел. или 49,3% (2013 г. – 49,9%).

2.2. Половозрастной состав

В г. Набережные Челны в 2014 г. из общей численности 45,8% составляли мужчины и 54,2% – женщины. Город столкнулся с проблемой быстрого старения, которая характеризуется двумя показателями:

– Рост среднего возраста населения. В 2004 г. средний возраст составлял чуть более 36 лет, в 2007 г. составлял уже 37 лет, а на начало 2015 г. – 37,4 года, перегнав по этому показателю возраст 1000-летней Елабуги (36,9 лет).

– Быстрый рост демографической нагрузки, когда увеличивается количество пенсионеров и детей. На 1 000 чел. трудоспособного населения приходится 332,3 лица пенсионного возраста и 299,3 детей в возрасте 0-15 лет. Коэффициент демографической нагрузки вырос до 631,5 чел. со средним темпом роста на 6% в год (в 2013 г. – 595,0 чел.).

2.3. Уровень образования

В городе действует четыре самостоятельных организации высшего образования и семь филиалов вузов, среди которых филиалы федерального и научно-исследовательского вузов – Набережночелнинский институт Казанского (Приволжского) федерального университета и Набережночелнинский филиал КГТУ-КАИ им. А.Н. Туполева. Общее количество студентов в 2014 г. составляло 19674 чел., численность профессорско-преподавательского состава – 1102 чел. При этом наблюдается тенденция сокращения числа студентов ВПО в расчете на 10000 чел. населения: с 3,1 в 2010 г. до 2 в 2014 г. Это соответствует общероссийскому тренду и связано с последствиями низкой рождаемости в 1990-х годах. Для сохранения контингента студенчества городу необходимо принимать меры по привлечению в вузы молодежи из других регионов и из-за рубежа. Ежегодный выпуск специалистов с высшим образованием составляет в городе около 6000 чел.

Таблица 2.50 ‑ Уровень образования населения в возрасте 15 лет и более на 1000 чел

Наименование показателя По данным Всероссийской переписи населения 2002 г., чел. По данным Всероссийской переписи населения 2010 г., чел.
РТ МО РТ МО
1. Послевузовское профессиональное 2 2 5 5
2. Высшее профессиональное 142 138 224 227
3. Неполное высшее профессиональное 32 37 50 55
4. Среднее профессиональное 260 319 296 343
5. Начальное профессиональное 132 126 56 47
6. Среднее (полное) общее 201 230 205 218
7. Основное общее 141 115 105 76
8. Начальное общее 80 30 59 27
9. Не имеют начального общего 10 3 5 2
    – из них неграмотные 6 2 3 1

Для горожан характерен высокий уровень образования. Охват начальным профессиональным образованием недостаточен, отстает от республиканского уровня. Высокий уровень охвата высшим и средним профессиональным образованием. При этом показатель среднего профессионального образования значительно превышает республиканский.

2.4. Продолжительность жизни

Благоприятной тенденцией последних пяти лет стал рост продолжительности жизни в нашем городе. В 2010 г. показатель составлял 72,8 лет, в 2014 г. достиг 74 лет. Целевой ориентир, заданный в стратегии социально-экономического развития г. Набережные Челны до 2015 г. составлял не менее 75,4 лет.

2.5. Уровень заболеваемости

Уровень заболеваемости в 2014 г. возрос и составил 1859,8 случаев заболевания на 1000 чел., в то время как в 2011 г. он составлял 1782,5. Целевой ориентир, заданный в стратегии социально-экономического развития г. Набережные Челны до 2015 г. составлял не более 1700 случаев заболевания на 1000 чел.

2.6. Уровень занятости

Уровень безработицы в городе низок и составляет 1,01%, что в целом соответствует целевому ориентиру, заданному в стратегии социально-экономического развития г. Набережные Челны до 2015 г. – 1%.

2.7. Уровень миграции/эмиграции

Город Набережные Челны, в силу своей роли центра Камского региона, всегда был притягателен для жителей сельской местности, расположенной в радиусе до 100 км. Но, в то же время, для города характерен отток жителей. Сложившаяся динамика миграции снижает качество трудового потенциала города: приезжают работники с низкой квалификацией, уезжают – с высокой. В 2014 г. из города уехало 1111 чел., большая часть которых специалисты с высшим и средним профессиональным образованием.

Для оценки трудового потенциала предлагается формировать рейтинг городов Татарстана по уровню индекса развития человеческого капитала города (ИРЧКГ), разработанного на основании индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП) используемого ООН. ИРЧКГ – исчисляется на базе трех показателей:

1. Отношение количества жителей трудоспособного возраста к количеству пенсионеров;

2. Отношение горожан с высшим профессиональным образованием к численности постоянного населения города трудоспособного возраста;

3. Показатель уровня жизни (денежные доходы на душу населения к минимальному потребительскому бюджету на члена типовой семьи по городу).

Таблица 2.51 – Расчет индекса развития человеческого капитала г. Набережные Челны

Наименование показателя 2010г. 2011г. 2012г. 2013г. 2014г.
1 Отношение количества жителей трудоспособного возраста к количеству пенсионеров 3,7 3,9 4,2 4,4 4,7
2 Отношение горожан с высшим профессиональным образованием к численности постоянного населения города трудоспособного возраста 0,28 0,28 0,27 0,28 0,27
3 Показатель уровня жизни (денежные доходы на душу населения к минимальному потребительскому бюджету на члена типовой семьи по городу) 2,69 2,61 2,9 2,6 2,75
4 ИРЧКГ 2,223 2,271 2,364 2,346 2,392

 

По полученным трем показателям находится средняя арифметическая, так как эти величины не будут иметь значительных отклонений от средней.

ИРЧКГ может быть использован в качестве рейтингового среди муниципальных образований Республики Татарстан и включен в перечень показателей, разработанных для выявления рейтинга муниципальных образований РТ.

3. Научно-технологический (инновационный) потенциал. Представляет собой совокупность ресурсов, необходимых для проведения научных исследований, изобретений, научно-технических нововведений и т.п. Научно-технический потенциал определяет возможности развития науки и техники и экономического применения их результатов в будущем. В Стратегии социально-экономического развития г. Набережные Челны до 2015 г. была поставлена стратегическая задача – создание Университетского комплекса. Однако вместо этого, был создан филиал университета, потерян один из ведущих вузов – ИНЭКА (бывший КАМПИ) – институт с 30-летней историей и сложившимися традициями.

Рассматривая сферу научной деятельности в г. Набережные Челны, следует отметить, что для города характерны общероссийские тенденции: сокращение числа вузов, рост затрат на исследования и рост объемов выполненных работ, оказанных услуг научными организациями.

 

 

 

Таблица 2.52 – Численность работников научных организаций, чел.

Субъект территории 2010г. 2011г. 2012г. 2013г. 2014г.
Республика Татарстан 13175 13258 13730 13079 11982
г. Набережные Челны 920 1045 1147 1170 1093
Доля численности работников научных организаций г. Набережные Челны в РТ 7,0 7,9 8,4 8,9 9,1

 

На фоне сокращения в РФ количества научных работников с 392849 в 2007 г. до 369015 в 2013 г., в Республике Татарстан и г. Набережные Челны этот показатель был относительно стабилен, но в 2014 г. наметился спад. По отношению к уровню 2013 г., численность работников научных организаций составила 93%. Предполагается, что снижение численности работников научных организаций в г. Набережные Челны на 7% не станет трендом, так как важнейшим условием развития города, как промышленного центра выступает сфера прикладной науки.

Общероссийской тенденцией последних лет является сокращение численности студентов, обучающихся по программам начального профессионального образования. В г. Набережные Челны в восьми образовательных организациях, осуществляющих подготовку квалифицированных рабочих и служащих, обучается 2250 студентов, что на 31% меньше уровня 2010 г. Численность преподавателей и мастеров производственного обучения за эти годы снизилась на 400 чел. или на 43%.

Главной проблемой города в научной сфере стал низкий показатель численности работников научных организаций, который составил в 2014 г. 9,1% от общего количества научных работников РТ. Очевидно, что более 80% научных кадров сосредоточено в Казани. В результате, из-за слабой развитости научного потенциала, продолжается отток талантливой молодежи из города. Без решения вопроса об увеличении количества научных работников в г. Набережные Челны при одновременном формировании условий функционирования рынка интеллектуальной собственности, никакие грандиозные проекты не дадут ощутимого для населения результата, кроме создания рабочих мест. Молодежь и талантливые люди будут стремиться уехать из города, а город останется в зависимости от республиканских инвестиций.

Таблица 2.53 – Отдача от внутренних затрат на научные исследования и разработки в г. Набережные Челны

Наименование показателя Ед. изм. 2010г. 2011г. 2012г. 2013г. 2014г.
1. Выполненный объем работ, услуг научными организациями млн. руб. 479,79 659,36 3092,76 1832,82 5420,93
2. Внутренние затраты на научные исследования и разработки млн. руб. 229,06 385 680,88 529,53 710,31
3. Отдача от внутренних затрат на научные исследования и разработки (стр. 1 : стр. 2) разы 2,09 1,71 4,54 3,46 7,6

 

Расчеты показывают, что отдача от внутренних затрат на научные исследования и разработки увеличивается не пропорционально росту затрат. Например, в 2012 г. выполненный объем работ и оказанных услуг увеличился в 4,7 раза (3092,76 : 659,36), затраты увеличились в 1,8 раза, но отдача от затрат на научные исследования и разработки, увеличилась в 2,6 раза (4,54 : 1,71). В 2014 году выполненный объем работ и оказанных услуг, по сравнению с 2013 г. увеличился в 2,9 раза (5420,93 : 1832,82), внутренние затраты на научные исследования и разработки увеличились всего в 1,3 раза, но отдача от них увеличилась в 2,2 раза (7,6 : 3,46). Динамика отдачи от внутренних затрат на научные исследования свидетельствует о росте эффективности деятельности научных организаций.

Таблица 2.54 – Соотношение численности работников научных организаций города, выполненного объема работ, услуг научными организациями и внутренними затратами на научные исследования и разработки

Наименование показателя Ед. изм. 2010г. 2011г. 2012г. 2013г. 2014г.
Численность работников научных организаций, всего чел. 920 1045 1147 1170 1093
Выполненный объем работ, услуг научными организациями млн. руб. 479,79 659,36 3092,76 1832,82 5420,93
Внутренние затраты на научные исследования и разработки млн. руб. 229,06 385 680,88 529,53 710,31
Выполненный объем работ, услуг научными организациями на одного научного работника (стр. 2 : стр. 1) млн. руб. на чел. 0,52 0,63 2,70 1,57 4,96
Внутренние затраты на научные исследования и разработки на одного работника (стр. 3 : стр. 1) млн. руб. на чел. 0,25 0,37 0,59 0,45 0,65

 

За последние три года увеличилось количество работников научных организаций, на фоне роста внутренних затрат на научные исследования и разработки и выполненных работ, оказанных услуг научными организациями, по отношению к 2010 и 2011 гг. Растет выполненный объем работ, услуг научными организациями, приходящийся на одного научного работника. Максимальная величина достигнута в 2014г., составила 4,96млн.руб. на одного научного работника. Эти показатели также свидетельствуют об увеличении эффективности сферы научно-исследовательских работ в денежном выражении.

Научно-технологический потенциал может быть охарактеризован количеством научных организаций и показателями инновационной активности предприятий города.

Таблица 2.55 – Показатели инновационной деятельности предприятий г. Набережные Челны

Наименование показателя Ед. изм. 2010г. 2011г. 2012г. 2013г. 2014г.
Число предприятий, занимающихся инновационной деятельностью ед. 13 21 21 18 16
Затраты на технологические (продуктовые и процессные) инновации млн. руб. 1025,3 1242,98 4188,31 7517,53 6710,69
Объем инновационных товаров, работ, услуг (предприятий промышленности), всего млн. руб. 15009,1 21352,1 28710,3 14469,2 31065,11
Отдача затрат на технологические (продуктовые и процессные) инновации (стр. 2 : стр. 3) руб. 14,64 17,18 6,85 1,92 4,63

 

Наибольшая отдача затрат на технологические (продуктовые и процессные) инновации пришлась на 2010‑2011 гг. Однако, корреляционных взаимосвязей между приростом затрат и объемом инновационных товаров, работ, услуг предприятий промышленности не выявлено. Показатель отдачи затрат на технологические инновации сильно варьируется: поднимается до 17,18 руб. в 2011 г., падает до 1,92 руб. в 2013 г., затем снова поднимается до 4,63 руб. в 2014 г. В этой связи большую значимость приобретает общий объем инновационных товаров, работ, услуг предприятий промышленности, который достиг максимального значения в 2014 г., составив 31 065,11 млн. руб.

На 01.01.2015 г. общее число предприятий города составило 16016 субъектов, без учета индивидуальных предпринимателей. Число предприятий, занимающихся инновационной деятельностью составило 18 ед., что составляет 0,1% от общего количества организаций. В составе предприятий, занимающихся инновационной деятельностью, представлены крупнейшие предприятия: КАМАЗ, КБК и другие.

 

Таблица 2.56 – Определение доли затрат на технологические (продуктовые и процессные) инновации в объеме валового территориального продукта (ВТП) г. Набережные Челны

Наименование показателя Ед. изм. 2010г. 2011г. 2012г. 2013г. 2014г.
Объем ВТП (в основных ценах) млн. руб. 101988,6 126739,4 148491,3 160149,9 163315,8
Доля инновационных товаров, работ, услуг (предприятий промышленности) в объеме ВТП % 14,72 16,85 19,33 9,03 19,02
Доля затрат на технологические (продуктовые и процессные) инновации в объеме ВТП % 1,01 0,98 2,82 4,69 4,11

 

Благодаря инновационной деятельности крупных предприятий промышленности г. Набережные Челны доля инновационных товаров, работ, услуг в объеме валового территориального продукта за последние пять лет в среднем составляла 15,8%. Доля затрат на технологические (продуктовые и процессные) инновации в структуре валового территориального продукта достигала 4,69% в 2013 г. – это наиболее высокий показатель за пять лет, который в абсолютном выражении составил 7517,53 млн. руб.

В целом, для г. Набережные Челны характерен высокий уровень инновационной активности. В РТ удельный вес организаций, осуществлявших инновации составил 21% в 2014 г., а в РФ 10,1%. Таким, образом, удельный вес организаций, осуществлявших инновации в г. Набережные Челны в 2,5 раза превышает средний российский уровень.

Таблица 2.57 – Инновационная активность организаций (удельный вес организаций, осуществлявших инновации)

Годы 2010г. 2011г. 2012г. 2013г. 2014г.
МО г. Набережные Челны 16,5 25,6 25,3 26,1 25,8

 

4. Промышленно-производственный потенциал.

Промышленно-производственный потенциал определяется отраслевой структурой производства, объемом промышленного производства. По абсолютным показателям промышленный потенциал г. Набережные Челны характеризуется стабильным приростом, начиная с послекризисного 2009 г. Произошло увеличение валового территориального продукта в 1,6 раза, с 102,0 млрд. руб. в 2010 г. до 163,3 млрд. руб. в 2014 г.

Таблица 2.58 – Основные показатели промышленного производства предприятий г. Набережные Челны

Наименование показателя Ед. изм. 2010г. 2011г. 2012г. 2013г. 2014г.
Объем ВТП на душу населения, нарастающим итогом (в основных ценах) тыс. руб. 198,0 246,0 286,8 307,7 312,1
Отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами млн. руб. 152204 211984 196878 202218 199166
Индекс промышленного производства (к соответствующему периоду предыдущего года) % 135,3 119,2 110,6 95,1 96,4
Объем инвестиций в основной капитал, нарастающим итогом млн. руб. 11661,3 20509,1 24782,53 31426,83 37773,1
Отношение инвестиций в основной капитал в общем объеме ВТП % 11,43 16,18 16,67 19,62 23,13

 

Однако показатель отгрузки товаров собственного производства, выполнению работ и услуг собственными силами не стабилен и снижается до 199 млрд. руб. в 2014 г. с 202 млрд. руб. в 2013 г. Индекс промышленного производства также снижается в течение последних двух лет. Положительным условием наращивания промышленного капитала выступает рост объема инвестиций в основной капитал.

Таблица 2.59 – Добавленная стоимость по видам экономической деятельности, тыс. руб.

Наименование показателя 2010г. % 2011г. % 2013г. % 2014г. %
Объем добавленной стоимости предприятий, том числе: 41749581 100 61892741 100 73035680 100 59796440 100
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 77137 0,18 92299 0,15 97310 0,13 123095 0,21
Обрабатывающие производства 21151326 50,66 35089723 56,69 43992272 60,23 35532097 59,42
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 4876000 11,68 5303942 8,57 6148419 8,42 6653854 11,13
Строительство 2907940 6,97 5087188 8,22 3121610 4,27 3240824 5,42
Оптовая и розничная торговля 3843920 9,21 4330869 7,00 6258450 8,57 1986418 3,32
Гостиницы и рестораны 249704 0,60 437894 0,71 451676 0,62 498121 0,83
Транспорт и связь 2776641 6,65 3606980 5,83 3690209 5,05 3632192 6,07
Финансовая деятельность 150391 0,36 2845230 4,60 3969546 5,44 3275782 5,48
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 3828957 9,17 2557392 4,13 3343115 4,58 3879970 6,49
Образование 788697 1,89 894789 1,45 811642 1,11 334554 0,56
Здравоохранение и предоставление социальных услуг 381101 0,91 506254 0,82 655175 0,90 169715 0,28
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 318756 0,76 502854 0,81 477860 0,65 469818 0,79

 

В 2014 году наблюдается формирование добавленной стоимости в отраслях обрабатывающих производств – 59,4%, производства и распределение электроэнергии, газа и воды – 11,1%, оптовой и розничной торговли – 8,6%, операций с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг – 6,5%, транспорта и связи – 6,1%, финансовой деятельности 5,4%, строительства – 5,4%.

Таблица 2.60 – Распределение общего числа зарегистрированных хозяйствующих субъектов по видам деятельности

Наименование видов деятельности Ед. изм. 2010г. % 2011г. % 2012г. % 2014г. %
Число зарегистрированных хозяйствующих субъектов, всего (на конец года) ед. 13844 100 13067 100 13571 100 16016 100
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство ед. 48 0,3 64 0,5 69 0,5 78 0,5
Рыболовство, рыбоводство ед. 5 0,0 2 0,0 3 0,0 2 0,0
Добыча полезных ископаемых ед. 26 0,2 24 0,2 22 0,2 22 0,1
Обрабатывающие производства ед. 1678 12,1 1592 12,2 1689 12,4 1949 12,2
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды ед. 30 0,2 31 0,2 34 0,3 39 0,2
Строительство ед. 1538 11,1 1437 11,0 1491 11,0 1854 11,6
Оптовая и розничная торговля; ед. 5563 40,2 5101 39,0 5331 39,3 6253 39,0
Гостиницы и рестораны ед. 242 1,7 229 1,8 239 1,8 303 1,9
Транспорт и связь ед. 866 6,3 878 6,7 956 7,0 1195 7,5
Финансовая деятельность ед. 274 2,0 279 2,1 281 2,1 324 2,0
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг ед. 2087 15,1 2056 15,7 2135 15,7 2605 16,3
Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение ед. 108 0,8 99 0,8 89 0,7 118 0,7
Образование ед. 381 2,8 376 2,9 370 2,7 386 2,4
Здравоохранение и предоставление социальных услуг ед. 213 1,5 218 1,7 230 1,7 260 1,6
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг ед. 730 5,3 667 5,1 621 4,6 620 3,9
Прочие ед. 55 0,4 14 0,1 11 0,1 -  

 

Наибольшее количество зарегистрированных хозяйствующих субъектов – 39%, приходится на сферу оптовой и розничной торговли, что объективно связано с ежедневным обеспечением жителей города товарами повседневного спроса. Затем следуют операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг – 16,3%, обрабатывающие производства – 12,2%, строительство – 11,6%, транспорт и связь – 7,5%, предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг – 3,9%.

Наибольшая доля инвестиций приходится на производство транспортных средств и оборудования – 25,4% в 2013 г. и 30% в 2014 г., что в абсолютных показателях составило 7991 млн. руб. и 11319,81 млн. руб. соответственно. Далее по объему привлекаемых инвестиций следуют операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг – 18,6% в 2013 г. и 14,2% в 2014 г., что в абсолютных показателях составило 5839,9 млн. руб. и 5351,9 млн. руб. соответственно. В остальных отраслях доля инвестиций колеблется в пределах 2-4%. Промышленный потенциал г. Набережные Челны сконцентрирован в следующих отраслях:

– Производство транспортных средств и оборудования. Здесь сконцентрированы производственные мощности ОАО «КАМАЗ», в городе сформировался единый рынок труда среди специалистов в области производства запасных частей: токарей, расточников и других рабочих специальностей, широко развит рынок промежуточных товаров для потребностей автомобилестроительной отрасли не только города и региона, но и Российской Федерации, Евразийского союза и зарубежья. Главным субъектом рынка промежуточных товаров выступают КИП «Мастер» и его резиденты, НПО «РОСТАР», ООО «Начало».

– Отрасли производства и распределения электроэнергии, газа и воды. Здесь представлены производственные мощности теплоэлектростанции, генерирующие мощности Нижнекамской гидроэлектростанции, котельные, трансформаторные и газораспределительные предприятия сферы жилищно-коммунального хозяйства, предприятия, содержащие инженерную инфраструктуру города: линии электропередач, трансформаторных подстанций, системы трубопроводов для воды и газа. От состояния объектов производства и распределение электроэнергии, газа и воды зависит нормальная жизнедеятельность как города, так и его промышленных предприятий.

– Строительство. Набережные Челны был и остается городом строителей, с развитой строительной инфраструктурой и индустрией. В городе сосредоточены крупные строительные предприятия ОАО «Трест Камдорстрой», ОАО «Камгэсэнергострой», ОАО «ДСК» и другие. Имеется развития промышленная зона и база строительной индустрии с железнодорожными тупиками, автомобильными дорогами, инженерной инфраструктурой. Предприятия жилищного строительства обеспечивают текущее строительство жилья для горожан, а производители строительных материалов реализуют свою продукцию в другие регионы. Наиболее конкурентоспособным на российском рынке в сфере строительства аэродромов и дорог выступает ОАО «Трест Камдорстрой», который выполняет строительные работы и оказывает профильные услуги во многих регионах России.

– Транспорт и связь. Данная сфера содержит в себе ту часть промышленного капитала, которая может быть использована для обеспечения текущей деятельности промышленных предприятий города. Транспорт и связь относятся к обслуживающим отраслям городской экономики.

– Производство пищевых продуктов. Эта часть промышленного потенциала города обладает двумя направлениями: обслуживающее и специализирующее. В отрасли сосредоточены такие крупные предприятия как АО «ЧЕЛНЫ ХЛЕБ», ООО УК «Просто молоко», ОАО «Челны Холод».

5. Бюджетно-налоговый потенциал определяется как совокупный объем налоговых платежей от юридических лиц и населения, средства вышестоящих бюджетов и внебюджетных источников, которые могут быть зачислены в муниципальный бюджет. В структуре доходов бюджета г. Набережные Челны в последний год, большая часть приходится на безвозмездные поступления в виде субвенций, которые являются адресными поступлениями, направляемыми на решение конкретных вопросов. Динамика структуры доходной части бюджета г. Набережные Челны демонстрирует прирост доли безвозмездных поступлений, которая увеличилась с 22% в 2010 г., до 55 в 2014 г., составив в абсолютном выражении 4 470 351 тыс. руб.

6. Культурно-творческий потенциал. Характеризуется текущим уровнем развития культуры, искусства и спорта в городе, а также возможностями индивидуального творческого роста жителя города. Культурно-творческий потенциал г. Набережные Челны развивается, но сдерживается слабым развитием творческой инфраструктуры и недостаточным развитием спортивной инфраструктуры.

Муниципальные культурно-досуговые учреждения г. Набережные Челны

1.      МАУК «Дворец культуры «Энергетик»;

2.      МАУК «Дворец культуры «КАМАЗ»;

3.      МАУК «Центр народной культуры «Родник»;

4.      МАУК «Концертный зал имени Сары Садыковой»;

5.      МАУК «Городской культурный центр «Эврика»;

6.      МБУК «Центр культуры «Кызыл тау»;

7.      МБУ «Централизованная библиотечная система»;

8.      МБУ «Набережночелнинская картинная галерея»;

9.      МАУК «Музей истории города Набережные Челны»;

10.  МАУК «Музей экологии и охраны природы города Набережные Челны»;

11.  МАУК «Цирк «Айгуль»»;

12.  МУП «Парк культуры и отдыха»;

13.  ГАУК РТ «Набережночелнинский государственный театр кукол»;

14.  ГАУК РТ «Набережночелнинский государственный татарский драматический театр»;

15.  МАУК «Русский драматический театр «Мастеровые»;

16.  МАУК «Театр танца «Булгары»;

17.  МАУК «Органный зал»;

18.  МАУК «Камерный оркестр «Провинция»;

19.  МАУК «Джазовый оркестр «Визит».

В городе работают различные творческие коллективы: детский народный театр «Земляничка», студия танца «Ритм», цирковая мастерская «Хали-Гали», народный хор ветеранов им. А. Краснова, вокальный ансамбль «Вольница» и др. Работают киноклубы: Мои Челны, Вдохновение, Вторая молодость, Арт-панорама, Рисуем вместе, Эхо войны, Патриот, «Ял» һәм «Гаилә» и др. Проводятся различные семинары, конференции, функционирует креативная общественная площадка «Метро».

Одним из элементов культурно-творческого потенциала выступает количество театров. Для определения необходимой потребности населения РТ в количестве театров, используется методика, изложенная в Распоряжении Правительства Российской Федерации от 19 октября 1999 г. № 1683-р (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 19 октября 1999 г. № 1683-р «О методике определения нормативной потребности субъектов РФ в объектах социальной инфраструктуры»). Театры создаются во всех городах с численностью населения свыше 100 тыс. чел.

Для г. Набережные Челны характерен более чем двукратный дефицит театральных мест. Подобная ситуация характерна и для других городов РТ: Альметьевск, Нижнекамск. Расчет фактической обеспеченности г. Набережные Челны театрально-зрелищными учреждениями представлен в таблице 2.63.

Таблица 2.63 – Нормативное и фактическое количество зрительских мест в театрах г. Набережные Челны, мест

  2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г.
Численность населения г. Набережные Челны, чел. 513 193 513 200 516 637 519 025 524 460
Нормативное количество зрительских мест театров (расчет) 2052 2052 2066 2076 2098
Фактическое количество зрительских мест театров 1015 1015 1015 1015 1015

 

Набережные Челны – многонациональный город, в котором представлены многообразные национальные общины: азербайджанская, армянская, башкирская, грузинская, казахская, корейская, лезгинская, марийская, мордовская, таджикская, чеченская, а также еврейский общинный центр, национально-культурное общество кряшен, национально-культурное общество немцев, удмуртское национально-культурное общество, украинская национально-культурная автономия, набережночелнинское русское общество.

Важной частью культурно-творческого потенциала выступает система образовательных заведений в сфере культуры и искусств: 6 детских музыкальных школ, детские художественная школа, школа искусств, школа театрального искусства, хореографическая школа и набережночелнинский колледж искусств.

Важную институциональную роль в формировании культурного облика города играют общественные организации: литературно-краеведческий музей (в здании Центральной городской библиотеки, за зданием гостиницы «Татарстан»), Союз писателей, Набережночелнинская организация ВТОО «Союз художников России», Набережночелнинское отделение Союза художников России.

Город Набережные Челны ведет активную, богатую на события жизнь. За 2014 г. проведено 59 мероприятий разного масштаба. Культурно-творческий потенциал города достаточно развит, многообразен, сдерживается инфраструктурными ограничениями: недостаточность мест в театрах, отсутствие специализированных архитектурных сооружений для размещения в них культурно-творческих организаций.

7. Географический потенциал. Выгодное экономико-географическое положение обусловлено размещением округа непосредственно в крупном многоотраслевом индустриально-аграрном регионе, близостью к экономически развитым регионам Поволжья, Центра и Урала, а также соседством с экономически развитыми регионами, выступающими крупными потребителями продукции города и поставщиками сырья, комплектующих и материалов. Для географического потенциала г. Набережные Челны характерно наличие незаселенных и слаборазвитых территорий вокруг муниципалитета.

8. Природно-ресурсный и туристический потенциал. Положение на р. Кама, важной водной артерии в европейской части России, имеет большое значение для развития г. Набережные Челны, в том числе как туристического центра и даёт перспективы для освоения волжских земель через организацию судоходства, рыболовства, земледелия и прочих видов деятельности.

С северо-запада город окружен красивейшей заповедной зоной «Нижняя Кама». В городе имеются популярные места отдыха, профилактики и лечения граждан. Например, санатории «Радуга», «Набережночелнинский санаторий», «Жемчужина». Главными туристскими ресурсами г. Набережные Челны являются река Кама, национальный парк «Нижняя Кама». Выгодное географическое положение г. Набережные Челны, многообразие природных объектов свидетельствуют о наличии у города туристического потенциала.

9. Транспортный потенциал. Транспортный потенциал имеет две возможности реализации – внутреннюю и внешнюю. Внешняя ориентация обусловлена необходимостью оказанию транспортных услуг населению и предприятиям города.

Набережные Челны – город, где развивается трамвайное движение, строятся новые линии трамвайных путей. В соответствии с республиканской Стратегией 2030 предполагается замкнуть транспортными сетями всю территорию Камской экономической зоны через реперные точки: Набережные Челны, Елабуга, Менделеевск, Нижнекамск, Заинск.

Транспортный потенциал, обеспечивающий возможности оказания транспортных услуг для соседних городов и регионов, развит слабо. В городе, расположенном на одной из крупнейших рек, слабо развит водный туризм и водные виды транспорта. Нет пассажирского речного порта, хорошо оборудованного грузового порта. Через город проходит федеральная трасса М-7, но слабо развита логистическая и складская инфраструктура.

10. Градостроительный потенциал. Набережные Челны – красивый, современный город со своей оригинальной архитектурой, характерной для индустриальных городов 80‑х годов. Градостроительный потенциал характеризуется поступательной динамикой жилищного строительства в г. Набережные Челны. Общая площадь жилых домов, введенных в эксплуатацию в 2014 г. составила 328 тыс. м2. Это высокий уровень комсомольской стройки 70-80-х годов, когда создавался облик города, а на его промышленных площадках трудилась молодежь со всех уголков Советского Союза. Несмотря на это, обеспеченность общей площадью жилья в г. Набережные Челны отстает от республиканского уровня.

В перспективе градостроение должно опираться на современные технологии – умный дом, умный двор, умный город. Целесообразно возводить высокотехнологичные дома с повышенной шумо- и теплоизоляции, с использованием энергосберегающих, экологичных технологий.

Переход на новый технологический уровень, заложенный в стратегии «Татарстан‑2030», может изменить городскую среду. Город должен быть готовым к изменениям в планировании городского пространства. Для этого могут применяться легковозводимые, недорогие конструкционные решения, которые могут обновляться каждые 15‑20 лет. Например, строительство легковозводимых производственных мощностей, социальных объектов – детских садов, спортивных сооружений и т.п. Стоимость строительства и ввода одного детского садика в среднем составляет 150‑170 млн. руб. При использовании легковозводимых конструкций сумма затрат составит 50 млн. руб.

Градостроительный потенциал может быть реализован путем развития строительного комплекса. Назрела необходимость формирования строительного кластера, в который войдут предприятия строительной отрасли и производители строительных материалов. В стратегии «Татарстан‑2030» отмечается, что в перспективе будет формироваться общий градостроительный план городов, входящих в Камскую агломерацию.

11. Рециклинговый потенциал. Возможности рециклинга заложены в отходах жилищно-коммунального хозяйства и отраслей производственной сферы (утиль-сырье, макулатура и др.). Стратегический приоритет в промышленности г. Набережные Челны – формирование отходоперерабатывающей индустрии. В Программе развития Камского инновационного территориально-производственного кластера до 2020 г. заложено строительство комплекса мусоросортировочных станций и мусороперерабатывающих с финансированием 8,0 млрд. руб.

12. Агропромышленный потенциал. Полумиллионный город, ядро Камского экономического района может обеспечивать производством систем переработки, упаковки, хранения сельскохозяйственной продукции, выращиваемой на всей территории Камского экономического района. Для раскрытия агропромышленного потенциала необходимо разработать межмуниципальную целевую программу по развитию агропромышленного комплекса и сельского хозяйства г. Набережные Челны и Тукаевского муниципального района. В программе предусмотреть весь производственный цикл по изготовлению определенных продуктов питания из местного сырья: сельскохозяйственная продукция (сырье) – хранение – переработка – полуфабрикаты – упаковка/консервирование – готовая продукция – упаковка/консервирование – поставка на прилавки ритейлеров города, РТ и других регионов.

13. Информационный потенциал. Информационный потенциал может быть сосредоточен в двух сферах:

-        средства массовой информации (СМИ), представленные в городе;

-        информационные технологии в сфере государственного, муниципального и корпоративного регулирования.

Городские информационные технологии г. Набережные Челны направлены на решение задач связанных с информационным и софт- обеспечением в двух сферах:

-        обеспечение текущей деятельности органами государственной и муниципальной власти;

-        осуществление обратной связи с населением, получение информации от горожан для решения имеющихся социально-бытовых, экономико-правовых и других вопросов местного характера. Эта сфера реализации информационного потенциала города представлена широким спектром решений: интернет-приемная, многофункциональные центры, программа Электронный Татарстан, городских сайты и т.п.

Исходя из складывающего видения стратегического развития г. Набережные Челны предлагается в качестве базового потенциала городского развития раскрывать:

1. Научно-технический (инновационный) потенциал. Раскрытие научно-технического (инновационного) потенциала может быть базовым для раскрытия всех других потенциалов, через создание «умной» экономики. Инструментарием раскрытия этого потенциала может стать создание научных центров по перспективным отраслям экономки города: машиностроение, энергетика и другие, исходя из стратегических приоритетов.

2. Рециклинговый потенциал. Раскрытие рециклингового потенциала может обеспечить создание новой отрасли в городской экономике – отходоперерабатывающей. Через механизм муниципально-частного партнерства могут быть созданы новые производственные мощности и новые рабочие места.

3. Природно-ресурсный и туристический потенциал. Раскрытие природно-ресурсного потенциала позволит сформировать новую отрасль городской экономики – внутренний туризм. В процессе раскрытия этого потенциала необходимо решать вопросы охраны окружающей среды и снижения уровня онкозаболеваний, что может быть реализовано через разработку соответствующих муниципальных и региональных программ.

4. Агропромышленный потенциал. Разработка межмуниципальной целевой программы по развитию агропромышленного комплекса и сельского хозяйства г. Набережные Челны и Тукаевского муниципального района.

5. Информационный потенциал. Разработка муниципальной целевой программы «Информационная среда г. Набережные Челны».

Деятельность муниципальных органов власти по управлению экономикой города и его развитием может быть ограничена некоторыми объективными факторами:

1. Слабое развитие социальной инфраструктуры, нет ясных приоритетов. Образование, здравоохранение, культура и другие социальные сферы практически не связаны с обеспечением развития базовых отраслей. Вузы готовят по специальностям, не имеющим применения на рынке, учреждения здравоохранения не обеспечивают качественный процесс оздоровлении населения, отсутствует профилактика профзаболеваний.

2. Мононаправленность экономики города (около 50% горожан заняты в автомобилестроении) обеспечивает слишком высокую зависимость экономики и качества жизни населения города от ситуации на предприятиях данных отраслей.

3. Слабое развитие в городе «интеллектуальных» отраслей экономики, а, следовательно, и модернизации традиционных отраслей, отсутствие формирования комплекса высокотехнологичных направлений – все это способствует снижению конкурентоспособности продукции. Альтернативных рабочих мест в г. Набережные Челны в настоящее время не много, следовательно, может продолжаться миграционный отток образованного населения.

4. Приоритет развитию малого и среднего предпринимательства, самому рискованному и непредсказуемому сегменту экономики. На этом фоне обеспечение интересов крупного бизнеса отодвинуто на второй план.

5. Неблагоприятная экологическая обстановка: наличие экологически вредных производств, близость крупных химических комбинатов, недостаточная активность предприятий в природоохранных мероприятиях, нехватка мощностей по переработке промышленных и бытовых отходов.

6. Недостаточное развитие инфраструктуры города, в том числе транспортно-логистической.

7. Отсутствие ясной стратегии и сбалансированной системы развития города, отсутствие условий для успешных инвестиций, ограниченные возможности бюджетного процесса. Нет ясного определения перспектив ведения бизнеса на территории города, что снижает инвестиционную привлекательность г. Набережные Челны.

8. Высокий уровень коррупции и непрозрачность управления муниципальной собственностью.

9. Высокая зависимость от региональных властей.

В качестве основных методов раскрытия потенциала города и управления факторами развития предлагается использование:

1. Кластерные инициативы. Реализация проектов, предусмотренных программой развития Камского инновационного территориально-производственного кластера до 2020 года.

2. Пространственная ориентация. Стратегией социально-экономического развития РТ предусматривается формирование Набережночелниско-Нижнекамской агломерации. Это позволяет использовать инструментарий агломерационного развития.

3. Программирование. Разработка целевых муниципальных программ со встроенностью их в региональные и федеральные программы.

Пространственная ориентация, которую целесообразно использовать в качестве метода раскрытия потенциала города, может проявить следующие агломерационные эффекты:

1. В агломерациях растет возможность приобретения промежуточных изделий для соответствующих отраслей агломерации производственных услуг. Это связано с тем, что в условиях формирования агломерации в единое муниципальное и транспортное пространство замыкается большее количество производителей и потребителей.

2. При расширении пространства муниципалитета в экономический оборот вовлекается больше работников с различной специализацией и квалификацией, которые могут быть ориентированы на новые предприятия, входящие в состав агломерации, представленные ранее в разрозненных населенных пунктах.

3. Теснота деловых и социальных связей, которая увеличивается при формировании и развитии агломерации позволяет формировать так называемый «спилловер технологий» – «индустриальную атмосферу», новые технологические идеи, которые распространяются по всей агломерации.

4. В агломерациях растет количество возможностей выбора производителем промежуточных товаров, рабочей силы, технологий и других источников ресурсов. Это многообразие с другой стороны обеспечивается ростом концентрации потребителей, которые могут предъявлять спрос на новые товары и услуги, ранее не востребованные в отдельных населенных пунктах.

Эти факторы развития обеспечивают возникновение не только отдельных отраслевых эффектов, но и общегородского прироста предпринимательской и потребительской активности, то есть проявляется общий урбанизационный эффект.

5. Многообразие предпринимателей, их концентрация, доступность ресурсов и потребителей, повышает уровень внутренней конкуренции. В свою очередь, растущая конкуренция может стать условием для сокращения затрат предпринимателями и снижения цен внутри агломерации за счет доступности ресурсов и их многообразия.

Предпосылками повышения экономической активности, усиления конкуренции и снижения цены выступают:

1. Потеря сравнительных преимуществ фирм, ранее расположенных в отдельных населенных пунктах. Это будет связано с тем, что транспортные издержки среди фирм, расположенных в агломерации будут снижены. Необходимо организовать транспортную систему внутри агломерации таким образом, чтобы затраты на транспорт стали минимальны. Это может быть обеспеченно при условии сокращения времени нахождения в пути при перемещении из одного населенного пункта в другой.

2. Снижение трансакционных издержек для бизнеса, обусловленное доступностью большего количества ресурсов для своей деятельности и снижение трансакционных издержек для граждан – повышение конкуренции производителей, повышение доступности новых товаров и услуг.

Исходя из представленных возможностей проявления агломерационных эффектов, видится перспективным формирование развитого, высокоскоростного транспортного каркаса между населенными пунктами Набережные Челны и Нижнекамск.

Агломерационные эффекты могут возникнуть только при условии концентрации специализированных в определенных областях взаимосвязанных компаний, поставщиков, провайдеров услуг, а также ассоциированных институтов (например, университетов, агентств по стандартизации и профессиональных ассоциаций), которые конкурируют между собой, но в то же время кооперируются, то есть при условии формирования полноценного Камского инновационного территориально-производственного кластера.

В стратегии «Татарстан‑2030» рассматривается зона активного развития Камской городской агломерации, включающая Елабужский, Менделеевский, Тукаевский и Нижнекамский районы, и городской округ Набережные Челны. В перспективе участниками агломерационных процессов могут стать Мамадышский и Заинский муниципальные районы. Сложившаяся система расселения в Камском экономическом районе имеет объективные предпосылки к формированию Набережночелнинско-Нижнекамской агломерации: близость городов, наличие хорошей производственной базы – сложившийся промышленный узел. Главные ядра агломерации окружены небольшими населенными пунктами, рабочая сила и промышленность которых тяготеет к городам агломерации.

Естественное расселение жителей городов Набережные Челны, Нижнекамск, Елабуга, Менделеевск и поселков, расположенных вблизи этих городов при расчете коэффициента развитости агломерации дают пограничный показатель – развивающейся / слаборазвитой агломерации (3,3). Данный показатель характеризуется тем, что входящие в состав агломерации населенные пункты достаточно многочисленны. В перспективе величина коэффициента развитости агломерации должна возрасти, за счет включения пригородных деревень в состав городов и размещения в этих населенных пунктах специализированных транспортных, складских, промышленных предприятий, позволяющих оптимизировать транспортное плечо агломерации.

Главным условием проявления агломерационных эффектов выступает наличие развитого каркаса общественного транспорта. Вопросы регулирования общественного транспорта в городах и поселках агломерации целесообразно решать в едином ключе: использование больших и малых автобусов, охват большими автобусами как территории своего города, так и других городов в течение одного рейса.

2.2.9 Ключевые направления позиционирования и продвижения муниципального образования город Набережные Челны как города привлекательного для инвестиций

Цель – создание и продвижение бренда г. Набережные Челны на международном, общероссийском и региональном уровне для повышения и реализации инвестиционного потенциала территории.

Имиджевые задачи:

-     создание и продвижение благоприятного имиджа на общероссийском и международном уровне;

-     формирование целостного восприятия основными и дополнительными аудиториями;

-     поддержание имиджа г. Набережные Челны как визитной карточки региона «Закамье».

Социально-экономические задачи:

-     повышение престижа территории, ее деловой и социальной конкурентоспособности;

-     повышение инвестиционного потенциала региона и развития малого бизнеса как одного из ключевых показателей эффективности региона;

-     привлечение на территорию региона государственных и других внешних заказов и ресурсов.

Коммуникационные задачи:

-     повышение позитивной известности г. Набережные Челны в федеральном и международном информационном поле;

-     создание событийного ряда федерального значения – серии масштабных информационных поводов;

-     использование всех каналов коммуникации для системного и эффективного продвижения бренда.

2.2.10 Рекомендации администрации города по повышению инвестиционной привлекательности и улучшению бизнес-климата в городе для приоритетных и остальных секторов экономики

На основе изучения лучших муниципальных практик по продвижению новых проектов, предлагается реализация следующих мероприятий:

1) Формирование прозрачной системы отбора инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств муниципального бюджета;

2) Утверждение процедуры реализации проектов с использованием механизма МЧП;

3) Введение института инвестиционного уполномоченного на муниципальном уровне;

4) Формирование системы информационной поддержки и популяризация предпринимательской деятельности;

5) Сокращение сроков разрешительных процедур для строительства, рекон­струкции линейных сооружений «последней мили» в целях подключения объектов капитального строительства к системам инженерной инфраструктуры;

6) Сокращение сроков прохождения разрешительных процедур в сфере земельных отношений и строительства при реализации инвестиционных проектов.

 


Среда, 23 декабря 2015, 00:42