Понедельник, 25 ноября 2024 / рус тат / обычная версия

1.2 Структура экономики муниципального образования г. Набережные Челны и приоритеты её развития

1.2.1 Структура экономики муниципального образования г. Набережные Челны в разрезе отраслей по ключевым показателям. Основные диспропорции и закономерности. Рыночная и отраслевая структура, потребительский и муниципальный сектор, специализирующие и обслуживающие отрасли

Город Набережные Челны обеспечивает 10,0% объема валового регионального продукта РТ, 12,1% общего по республике объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами.

Таблица 1.15 – Доля города в общереспубликанских показателях в 2014 г.

Показатели Ед. изм. РТ г. Набережные Челны Доля в республиканском показателе
Численность постоянного населения (на начало 2015 г.) чел. 3 855 037 524 444 13,6%
Объем валового территориального продукта млрд.руб. 1 631,42 163,3 10,0%
Объем валового территориального продукта на душу населения тыс.руб. 424,12 312,1 73,6%
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами млрд.руб. 1 641,46 199,17 12,1%
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами на душу населения тыс.руб. 426,7 380,6 89,2%
Индекс промышленного производства (к 2013 г.) % 100,6 96,4 -
Объем работ, выполненных по виду деятельности «Строительство» с досчетом на малое предпринимательство и неформальную экономику в действующих ценах каждого года млрд.руб. 266,53 30,42 11,4%
Объем работ по виду деятельности «Строительство» на душу населения тыс.руб. 69,44 58,27 83,9%
Общая площадь жилых домов, введенных в эксплуатацию м2 2404756,0 327822,0 13,6%
Оборот розничной торговли млрд.руб. 781,0 133,6 17,1%
Оборот розничной торговли на душу населения в действующих ценах тыс.руб. 203,04 255,42 125,8%
Перевезено грузов автотранспортом предприятий всех видов экономической деятельности тыс.т 55 533,30 8 384,62 15,1%
Объем инвестиций в основной капитал млрд.руб. 542,78 37,77 7,0%
Объем инвестиций в основной капитал на душу населения тыс.руб. 94,14 70,99 75,4%
Доля убыточных предприятий % к общему числу 22,2 22,7 102,3%

Рисунок 1.25 – Динамика объемов валового регионального продукта РТ и валового территориального продукта МО г. Набережные Челны за 2010‑2014 гг.

Рисунок 1.26 – Доля г. Набережные Челны в объеме валового регионального
продукта РТ, %

За последние пять лет доля города в объёме валового регионального продукта увеличилась, но не существенно – с 9,6% в 2009 г. на 0,4%. Следует отметить, существование потенциала для роста участия города в валовом продукте РТ, в 2007 г. было достигнуто максимальное значение этого показателя ‑ 12,1%. Показатель объема валового внутреннего продукта в г. Набережные Челны в расчете на душу населения значительно отстаёт от общереспубликанского значения. Для сравнения в Казани объем валового территориального продукта на душу населения составил 467,35 тыс. руб.

Рисунок 1.27 – Динамика объемов валового регионального продукта РТ и валового территориального продукта МО г. Набережные Челны на душу населения за 2010‑2014 гг.

Город Набережные Челны является крупным промышленным центром в РТ. В структуре добавленной стоимости предприятий более 70% составляет промышленность (таблица 1.16).


Таблица 1.16 – Объем добавленной стоимости по видам экономической деятельности в г. Набережные Челны, млн. руб.

Наименование показателя Объем добавленной стоимости, млн. руб. Структура добавленной стоимости, %
2010 2011 2012 2013 2014 2010 2011 2012 2013 2014
Объем добавленной стоимости предприятий 41749,6 61892,7 69877,7 73035,7 59796,4 100 100 100 100 100
по видам экономической деятельности:                    
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 77,1 92,3 117,9 97,3 123,1 0,2 0,1 0,2 0,1 0,2
Промышленность 26426,3 41025,3 48919,8 50140,7 42186,0 63,3 66,3 70,0 68,7 70,5
в том числе:                    
Добыча полезных ископаемых 399,0 631,6 693,1 0,0 0,0 1,5 1,5 1,4 0,0 0,0
Обрабатывающие производства 21151,3 35089,7 42976,7 43992,3 35532,1 80,0 85,5 87,9 87,7 84,2
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 4876,0 5303,9 5250,1 6148,4 6653,9 18,5 12,9 10,7 12,3 15,8
Строительство 2907,9 5087,2 3663,9 3121,6 3240,8 7,0 8,2 5,2 4,3 5,4
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 3843,9 4330,9 5440,6 6258,5 1986,4 9,2 7,0 7,8 8,6 3,3
Гостиницы и рестораны 249,7 437,9 430,5 451,7 498,1 0,6 0,7 0,6 0,6 0,8
Транспорт и связь 2776,6 3607,0 3603,4 3690,2 3632,2 6,7 5,8 5,2 5,1 6,1
Финансовая деятельность 150,4 2845,2 3103,2 3969,5 3275,8 0,4 4,6 4,4 5,4 5,5
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 3829,0 2557,4 2764,4 3343,1 3880,0 9,2 4,1 4,0 4,6 6,5
Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение 0,0 5,7 4,6 18,4 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0
Образование 788,7 894,8 591,9 811,6 334,6 1,9 1,4 0,8 1,1 0,6
Здравоохранение и предоставление социальных услуг 381,1 506,3 629,3 655,2 169,7 0,9 0,8 0,9 0,9 0,3
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 318,8 502,9 608,2 477,9 469,8 0,8 0,8 0,9 0,7 0,8

Рисунок 1.28 – Структура добавленной стоимости по видам деятельности в 2014 г.

На долю промышленности в 2013 г. приходилось 68,7% общего объема добавленной стоимости предприятий. По итогам 2014 г. доля промышленности в добавленной стоимости составила 70,5%, в том числе доля обрабатывающих производств – 59,4%. В целом по РТ на долю обрабатывающих производств по итогам 2014 г. приходилось всего 29,4% объема добавленной стоимости. В объеме добавленной стоимости предприятий в анализируемом периоде существенно сократилась доля оптовой и розничной торговли, ремонта автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования с 9,2% в 2010 г. до 3,3% в 2014 г. и возросла доля финансовой деятельности с 0,4% в 2010 г. до 5,5% в 2014 г.

Всего на 01.01.2015 г. в г. Набережные Челны зарегистрировано 16 016 хозяйствующих субъектов, что на 20,6% больше уровня 2010 г. Число зарегистрированных в городе хозяйствующих субъектов в общереспубликанском показателе составляет 13%.

Распределение числа хозяйствующих субъектов по видам экономической деятельности показывает, что наибольшее число хозяйствующих субъектов зарегистрировано по виду деятельности «оптовая и розничная торговля» – 39,0%, на втором месте – «операции с недвижимым имуществом» – 16,3%. В строительстве 11,6% зарегистрированных субъектов, 12,2% субъектов зарегистрированы по виду деятельности «обрабатывающие производства».

Среднесписочная численность работающих, включая малое предпринимательство, в 2014 г. составила 183 422 чел. Для сравнения в 2013 г. показатель составил 190 293 чел. (14,6% в общереспубликанском показателе).

Рисунок 1.29 – Среднесписочная численность работающих, включая малое предпринимательство, чел. (г. Набережные Челны)

В 2014 г. 41% среднесписочной численности работников организаций были заняты на предприятиях обрабатывающей промышленности или 56 741 чел. Высокая доля численности работающих в образовании – 13,2% (18 350 чел.), в торговле – 10,7% (14 864 чел.).

Структура объема производимой продукции, выполненных работ, оказанных услуг предприятиями города также демонстрирует, что наибольший вклад в экономику города вносит промышленность (таблица 1.17).

Таблица 1.17 – Основные макроэкономические показатели развития г. Набережные Челны за 2010‑2014 гг., млн. руб.

Наименование 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2014 г. в % к уровню прошлого года
в действ. ценах в сопост. ценах
Объём промышленной продукции по полному кругу предприятий 152204,4 211983,8 196878,2 202218,1 199166,3 98,5 96,4
Объем строительно-монтажных работ 23309,04 27011,8 28633,4 31145,1 30421,6 103,7 100,2
Объем транспортных услуг, оказываемый специализированными предприятиями 3346,8 4955,3 5240,8 5205,6 5342,5 102,6 101,4
Объем услуг связи 1146,8 1292,5 1584,5 1693,1 1794,2 106 106,2
Оборот розничной торговли 76640,0 91092,2 112973,9 123218,0 133648,77 108,5 101,3
Объем платных услуг 24000,15 27077,8 28181,95 31373,52 35560,9 113,3 100,9

 

Рисунок 1.30 – Объем промышленной продукции, выполненных работ, оказанных услуг по видам деятельности в г. Набережные Челны в 2014 г., млн. руб.

На втором месте по вкладу в экономику города находится розничная торговля, затем следует объем платных услуг и строительно-монтажных работ.

Промышленность

В промышленности в 2014 г. предприятиями и организациями города отгружено товаров собственного производства в сумме 199,2 млрд. руб. (98,5% к уровню 2013 г. в действующих ценах). Индекс промышленного производства составил 96,4% к уровню 2013 г. (рис. 1.31).

Рисунок 1.31 – Динамика объема промышленной продукции г. Набережные Челны,

млрд. руб.

Рисунок 1.32 – Динамика изменения объема отгруженной промышленной продукции в действующих ценах, % к предыдущему году

За 2012‑2014 гг. показатель объема отгруженной продукции в действующих ценах, наблюдаемый в 2011 г., достигнут не был, по сравнению с 2011 г. падение составило 6%. Производство товаров (в сопоставимых ценах) за 2012-2014 гг. увеличилось на 1,4%.

Динамика снижения индекса промышленного производства в городе наблюдается с 2010 г. Для сравнения в РТ индекс промышленного производства в 2014 г. составил 100,6% (рис. 1.33).

Рисунок 1.33 – Индекс промышленного производства г. Набережные Челны и РТ

Анализируя индекс промышленного производства видно, что максимальное его значение было достигнуто в 2010 г. – 135,3%, после которого началось падение показателя и в 2014 г. значение составило 96,4%.

В 2014 г. доля города в объеме промышленной продукции РТ сокращается: с 15,7% в 2011 г. и до 12,1% в 2014 г. В 2010 г. этот показатель был на уровне 14,2%.

Рисунок 1.34 – Удельный вес г. Набережные Челны в объеме промышленной
продукции РТ

За анализируемый период удельный вес промышленного производства в общем объеме ВТП г. Набережные Челны составил в 2014 г. 122,0%. Снижение показателя наблюдается с 2010 г., с подъемом в 2011 г. Для сравнения в 2010 г. значение показателя удельного веса промышленного производства в ВТП составляло 149,2%, в 2011 г. – 167,1%.

Рисунок 1.35 – Удельный вес промышленного производства
г. Набережные Челны в объеме ВТП

В сопоставлении с другими городами РТ ситуация выглядит следующим образом (рис. 1.36). По объему отгруженной промышленной продукции город отстает от городов Нижнекамск, Альметьевск, опережая г. Елабугу.

Рисунок 1.36 – Сопоставление г. Набережные Челны с муниципальными образованиями РТ по показателю объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами (в скобках представлена доля МО в общереспубликанском показателе) в 2014 году, млрд. руб.

В структуре отгруженной промышленной продукции по крупным и средним предприятиям 84,5% занимают обрабатывающие производства. На фоне общего спада промышленного производства положительная динамика наблюдалась в производстве прочих неметаллических минеральных продуктов, целлюлозно-бумажном производстве и производстве пищевых продуктов: индексы промышленного производства в этих отраслях составили более 102% (табл. 1.18). Однако их суммарная доля в общем объеме производства не превышает 11%.

Таблица 1.18 – Отгрузка товаров собственного производства в 2014 г., млн. руб.

Наименование Отгружено товаров в действующих ценах Индекс промышленного производства (%) Структура промышленной продукции, %
2014 г. к уровню прошлого года, %
Объём промышленной продукции по полному кругу предприятий 199166,3 98,5 96,4 100
I. Обрабатывающие производства 168200,3 99,2 92,9 84,5
в том числе производство:        
Транспортных средств и оборудования 125693,3 96,3 91,4 63,1
Металлургия и производство готовых металлических изделий 14324,5 112,6 97,3 7,2
Прочих неметаллических минеральных продуктов 4170,6 105,8 105,7 2,1
Целлюлозно-бумажное производство 6559,5 104,9 102,5 3,3
Пищевых продуктов 10929,8 113,2 103,2 5,5
Другие отрасли обрабатывающего производства 6522,6 99,3 82,1 3,3
II. Производство, передача и распределение электроэнергии, газа, воды 17725,6 111,0 82,1 8,9

 


 

Таблица 1.19 – Объем промышленной продукции по видам производств по крупным и средним предприятиям за 2012-2014 гг.

Наименование Отгружено товаров, выполнено работ, услуг собственными силами в действующих ценах, млн. руб. Структура промышленной продукции, %
2012 г. 2013 г. 2014 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г.
Объем промышленной продукции 196878,2 202218,1 199166,3 100 100 100
I. Обрабатывающие производства 158950,2 169611,9 168200,3 80,7 83,9 84,5%
Производство транспортных средств и оборудования 126118,2 130480,1 125693,3 64,1 64,5 63,1
Металлургия и производство готовых металлических изделий 8079,9 12720,9 14324,5 4,1 6,3 7,2
Производство прочих неметаллических минеральных продуктов 3775,1 3940,5 4170,6 1,9 1,9 2,1
Целлюлозно-бумажное производство 6001,3 6252,5 6559,5 3,0 3,1 3,3
Производство пищевых продуктов, включая напитки 7705,3 9651,8 10929,8 3,9 4,8 5,5
Другие отрасли обрабатывающего производства 7270,4 6566,1 6522,6 4,6 3,9 3,3
II. Производство, передача и распределение электроэнергии, газа, воды 15719,3 15969,8 17725,6 8,0 7,9 8,9

 

Экономика города носит моноотраслевой характер – более 70% объема промышленной продукции приходится на машиностроение, в том числе 63,1% в 2014 г. – на производство транспортных средств и оборудования и 7,2% ‑ на металлургию и производство готовых металлических изделий (рис. 1.37).

Рисунок 1.37 – Структура продукции обрабатывающей промышленности по видам
производств в 2014 г.

Однако индекс промышленного производства по указанным отраслям в 2014 г. составил 91,4% и 97,3% соответственно (в машиностроении – 92%). В структуре продукции обрабатывающих производств доля производства транспортных средств и оборудования 75%, металлургии и производства готовых металлических изделий – 8,5%. Наибольшее снижение в 2014 г. наблюдается в производстве грузовых автомобилей. Производство грузовиков в 2014 г. составило 90,5% к предыдущему году. До 19,2% бюджета города формируется ОАО «КАМАЗ».

Доля ОАО «КАМАЗ» в общем объеме промышленной продукции в 2014 г. составляет 48,3% (2013 г. – 49,4%, 2012 г. – 52,1%). В 2014 г. ОАО «КАМАЗ» отгружено продукции на сумму 96,1 млрд. руб., что на 3,8% ниже уровня прошлого года в действующих ценах. Индекс промышленного производства – 92,7%. Выпуск грузовых автомобилей за 2014 г. составил 38 797 шт., что на 9,5% ниже уровня 2013 г.

Рисунок 1.38 Производство грузовых автомобилей «КАМАЗ» в 2010‑2014 гг., шт.

Рисунок 1.39 Среднесписочная численность работающих на ОАО «КАМАЗ», чел.

По итогам 2014 г. среднесписочная численность работников ОАО «КАМАЗ» составила 36,5 тыс. чел., что на 4,1% ниже уровня 2013 г. По сравнению с 2010 г. численность уменьшилась на 8,5% или на 3370 чел.

В общей численности работников крупных и средних предприятий города доля работников ОАО «КАМАЗ» составляет 26,5%.

В настоящее время значительная часть налоговых поступлений в городской бюджет формируется не за счет предприятий автомобилестроения, являющихся наиболее представленной и развитой отраслью промышленности, а за счёт развития иных отраслей экономики, в том числе сектора предпринимательства. Данная диспропорция в формировании бюджета города обусловлена тем, что большая часть налоговых отчислений машиностроительных предприятий города уходит в федеральный бюджет и бюджет РТ.

Основными налогами, формирующими бюджет г. Набережные Челны в настоящий период, являются налог на доходы физических лиц и земельный налог. Поступления по данным налогам составляют 59,1% собственных доходов бюджета.

Автомобилестроение является бюджетообразующей отраслью для города, 14,7% бюджета города в 2014 г. сформировано ОАО «КАМАЗ» (2013 г. ‑ 20,0%). Сложившееся вследствие экономического кризиса финансово-экономическое положение ОАО «КАМАЗ» негативно сказывается на исполнении доходной части бюджета и является одной из причин снижения поступления налога на доходы физических лиц.

Спад объемов на КАМАЗе влечет за собой усиление социальной напряженности, а также сокращение рабочих мест во множестве смежных с автомобильной промышленностью отраслях. В городе осуществляют деятельность 220 предприятий производителей автокомпонентов и запчастей с численностью 17 322 чел. Ухудшение ситуации на градообразующем предприятии оставит их без заказов, что приведет к высвобождению работников и снижению налоговых поступлений в городской бюджет (таблица 1.20).

Доля собственных доходов имеет тенденцию к снижению: в 2012 г. она составляла 61,2%, в 2013 г. – 55,1%, 2014 г. – 45,3%.

Таблица 1.20 – Структура доходов бюджета г. Набережные Челны (тыс. руб.)

Показатели 2012 г. 2013 г. 2014 г.
Собственные доходы бюджета города 3 854 862 4 017 888 3 704 967
Межбюджетные трансферты 2 443 994 3 268 812 4 470 351
Всего доходов 6 298 855 7 286 700 8 175 318

 

Таблица 1.21 – Существенные признаки сформированных и перспективных кластеров РТ

Наименование отрасли Базовое (якорное) предприятие Территориальная принадлежность базового предприятия Отраслевой вуз Разделение труда / компонентные производства Кооперационные связи (поставщики, потребители) Трудовые ресурсы Коэффициент локализации
Автомобилестроение + г. Набережные Челны + + + + более 50%

 

Среди существенных признаков сформированного кластера автомобилестроения присутствуют все учитываемые параметры: наличие базового якорного предприятия («моноединица развития»), территориально расположенного в анализируемом городе, наличие отраслевого профильного вуза, разделение труда по сопутствующим компонентным производствам, наличие кооперационных связей с поставщиками и потребителями, трудовых ресурсов и установленного коэффициента локализации.

Строительство

По виду деятельности «Строительство» по состоянию на 01.01.2015 г. в городе зарегистрировано 1854 хозяйствующих субъекта. В 2010 г. число зарегистрированных субъектов по виду деятельности составляло 1532 субъекта. Доля в общем числе зарегистрированных предприятий 11,5%.

Среднесписочная численность работников строительных организаций за анализируемый период сократилась с 8661 чел. (в 2009 г.) до 5645 чел. в 2014 г. Доля работников организаций в строительстве от общей среднесписочной численности составляет 4,1%.

Рисунок 1.40 – Объем работ, выполненных по виду деятельности «строительство»
с досчетом на малое предпринимательство и неформальную экономику в действующих ценах каждого года, млн. руб.

За анализируемый период с 2010 г. по 2014 г. наблюдался рост объема строительно-монтажных работ (в действующих ценах каждого года). В 2014 г. объем работ по виду деятельности «строительство» составил 30 421,6 млн. руб.

Спад в строительстве наблюдался в 2014 г. (рис. 1.41). В действующих ценах индекс объема строительно-монтажных работ составил 97,7%. Тенденция продолжилась в 2015 г.

Рисунок 1.41 – Динамика объема строительно-монтажных работ в действующих и
сопоставимых ценах, в % к предыдущему периоду

Доля общего объема строительно-монтажных работ по г. Набережные Челны в общереспубликанском соответствующем показателе за анализируемый период снизилась до 11%, в 2010 г. она составляла – 13%.

Рисунок 1.42 – Доля г. Набережные Челны в общереспубликанском показателе объема работ по виду деятельности «Строительство»

В сравнении с другими городами, входящими в Набережночелнинскую агломерацию, город занимает лидирующие позиции по объёму работ, выполненных по виду деятельности «Строительство» (рис. 1.43). В расчете на душу населения объем строительно-монтажных работ города отстает от среднего показателя по РТ в целом.

Рисунок 1.43 – Сопоставление объемов строительно-монтажных работ в 2014 г. в городах Набережночелнинской агломерации и с общереспубликанским показателем

Общая площадь введенных в эксплуатацию жилых домов составила в 2014 г. 327 822 м2. В расчете на одного жителя этот показатель составил 0,63 м2 (аналогично республиканскому показателю). Динамика ввода жилых домов в натуральных показателях демонстрирует снижение объемов строительства в 2010 г., а также в 2012 г. (рис. 1.44).

В том числе в 2014 г. индивидуальное жилищное строительство составило 52 513 м2, что на 17% ниже уровня 2013 г. Сокращение объемов индивидуального жилищного строительства за анализируемый период наблюдалось также в период финансового кризиса 2009‑2010 гг., а также в 2012 г. после резкого увеличения этого показателя в 2011 г. в связи с отложенным спросом.

Рисунок 1.44 – Жилищное строительство в г. Набережные Челны, м2

Доля индивидуального жилищного строительства в общем объеме введенных в эксплуатацию жилых домов, достигшая в 2011‑2012 гг. 26% к 2014 г. упала до 16% (рис. 1.45).

Рисунок 1.45 – Доля индивидуального жилищного строительства в общей площади жилых домов, введенных в эксплуатацию за 2010‑2014 гг.

Транспорт и связь

По состоянию на 01.01.2015 г. в городе зарегистрировано 1195 хозяйствующих субъектов по виду деятельности «Транспорт и связь», что на 46,3% больше показателя 2010 г. (817 хозяйствующих субъектов). Доля в общем числе зарегистрированных предприятий 7,5%.

Среднесписочная численность работников организаций «Транспорта и связи» за анализируемый период сократилась с 7 568 человек (в 2009 г.) до 6 432 человек в 2014 г. (на 15%). Доля работников организации транспорта и связи от общей среднесписочной численности составляет 4,8%.

Рисунок 1.46 – Объем грузоперевозок автотранспортом предприятий всех видов экономической деятельности, тыс. т

За анализируемый период после некоторого подъема в 2011‑2012 гг. в 2013‑2014 гг. наблюдается отрицательная динамика в объеме перевозимого груза. В 2014 г. объем перевезенного груза автотранспортом предприятий составил 8385 тыс. т, в том числе на коммерческой основе – 6969 тыс. т.

Рисунок 1.47 – Доля перевезенного груза на коммерческой основе в общем объеме грузоперевозок автотранспортом

Падение грузоперевозок в натуральных единицах наблюдалось уже в 2013 г., тоннаж перевезенного груза снизился на 6% (индекс 94% к предыдущему году), в 2014 г. было перевезено грузов предприятиями всех видов экономической деятельности на 50% меньше по отношению к 2013 г. (рис. 1.48).

Рисунок 1.48 – Динамика перевезенного груза в тыс. т, % к предыдущему году

Объем транспортных услуг, оказываемых специализированными предприятиями в 2014 г., увеличился и составил 5 342,5 млн. руб., рост составил в действующих ценах 102,6%, в сопоставимых ценах – 101,4% к уровню 2013 г. (рис. 1.49).

Рисунок 1.49 – Объем транспортных услуг, оказываемый специализированными предприятиями, млн. руб.

Отрицательными тенденциями деятельности транспорта в 2014 г. являются снижение грузооборота автотранспорта по крупным и средним предприятиям на 1,4%, объёма доходов предприятий, оказывающих услуги по пассажироперевозкам, 5,3% в сопоставимых ценах (на 1,1% в действующих). При этом перевезено пассажиров на 44,2% больше по сравнению с предыдущим годом (табл. 1.22).

Таблица 1.22 – Показатели работы транспорта в 2014 г.

Транспорт и связь Единица измерения 2014 г. К уровню прошлого года, %
Транспорт      
Грузооборот автотранспорта по крупным и средним предприятиям всех видов экономической деятельности млн. ткм 501,6 98,6
в т.ч.: специализированных автопредприятий млн. ткм 367,5 99,9
Объем транспортных услуг, оказываемый специализированными предприятиями      
в действующих ценах млн. руб. 5342,5 102,6
в сопоставимых ценах %   101,0
в т.ч.: объём доходов предприятий, оказывающих услуги по пассажироперевозкам      
в действующих ценах млн. руб. 580,6 98,9
в сопоставимых ценах %   94,7
Перевезено пассажиров млн. чел. 99,5 144,2

 

В 2014 г. оказано услуг связи в объеме 1794,2 млн. руб. в действующих ценах, что составило 106,0% к уровню 2013 г.

Оптовая и розничная торговля, потребительский рынок

По состоянию на 01.01.2015 г. в городе зарегистрировано 6 253 хозяйствующих субъекта по виду деятельности «Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования», что на 12,4% больше уровня 2010 г., в котором было зарегистрировано 5 563 субъекта. Доля в общем числе зарегистрированных в г. Набережные Челны предприятий ‑ 39%.

Среднесписочная численность работников организаций оптовой и розничной торговли за анализируемый период увеличилась с 12 639 до 14 864 чел. в 2014 г. Доля работников организаций по виду деятельности «Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования» составляет 10,7% от общей среднесписочной численности работников организаций.

Рисунок 1.50 – Оборот розничной торговли с досчетом на деятельность малых предприятий и неформальную деятельность в действующих ценах, млн. руб.

Оборот розничной торговли в действующих ценах демонстрирует стабильный рост за весь анализируемый период. В 2014 г. оборот розничной торговли составил 133 648,8 млн. руб. (рис. 1.51). Доля города по этому показателю в общереспубликанском обороте розничной торговли составляет 17,1%.В сопоставимых ценах происходит замедление роста оборота розничной торговли с 2013 г.

Рисунок 1.51 – Динамика оборота розничной торговли в действующих и сопоставимых ценах, % к соответствующему периоду

Оборот розничной торговли на душу населения в г. Набережные Челны выше, чем в среднем по РТ, в 2014 г. розничный оборот на душу населения в г. Набережные Челны составил 255,42 тыс. руб., что выше республиканского показателя на 25,8% (по РТ – 203,04 тыс. руб.) (рис. 1.52).

Рисунок 1.52 – Оборот розничной торговли на душу населения, тыс. руб.

Индекс потребительских цен в 2014 г. составил 107,4% к уровню прошлого года. В 2014 г. реализовано продовольственных товаров в стоимостном выражении на 11,5% больше, чем в 2013 г., на 7,3% увеличилась реализация непродовольственных товаров. Сократилась реализация в стоимостном выражении алкогольных напитков и пива на 8,2% (табл. 1.23).

Таблица 1.23 – Потребительский рынок г. Набережные Челны в 2014 г.

Наименование Единица измерения 2014 г. К уровню прошлого года, %
Оборот розничной торговли, всего: в действующих ценах млн. руб. 133 64,8 108,5
- в сопоставимых ценах     101,3
- индекс потребительских цен на товары %   107,3
общественное питание млн. руб. 4380,4 101,0
Реализовано:      
продовольственные товары млн. руб. 63215,9 111,5
непродовольственные товары млн. руб. 61077,5 108,2
алкогольные напитки и пиво млн. руб. 9355,4 92,6

 

За анализируемый период увеличивается объем реализации платных услуг населению (рис. 1.53).

Рисунок 1.53 – Объем реализации платных услуг населению в действующих ценах, млн. руб.

Рисунок 1.54 – Объем реализации платных услуг населению в расчете на душу населения в действующих ценах в РТ и г. Набережные Челны, тыс. руб.

В 2014 г. объем оказанных платных услуг населению составил 35,56 млрд. руб., что выше на 13,3% уровня 2013 г. На душу населения объем реализации платных услуг превосходит общереспубликанское значение.

Таблица 1.24 – Объем реализации платных услуг населению

Наименование Единица измерения 2014 г. К уровню прошлого года, %
Объем платных услуг- всего в действующих ценах млн. руб. 35560,9 113,3
- в сопоставимых ценах     105,3
индекс потребительских цен на платные услуги   % 107,6

 

Наибольший уровень среднемесячной заработной платы на одного работающего в г. Набережные Челны в 2014 г. зафиксирован по виду деятельности «Аренда машин, оборудования, прокат бытовых изделий» 48 173,0 руб., что выше среднего уровня по городу на 71%. Существенно выше среднего уровня по городу среднемесячная заработная плата одного работающего в организациях отраслей «Производство электроэнергии, газа, пара и горячей воды» (37 425,5 руб., выше на 33%), «Финансовое посредничество» (38 468,4 руб., выше на 36%), Государственное управление (36 719,5 руб., выше на 30%) и «Страхование» (34 290,2 руб., выше на 21,5%) (таблица 1.25).

Таблица 1.25 – Сведения о среднемесячной заработной плате одного работающего по видам деятельности (по крупным и средним организациям).

Отрасли 2014 г. (руб.) Отклонение от среднего значения по городу, % (+/-)
Всего по городу 28211,7 100%
Сельское хозяйство 22962,2 -18,6%
Обрабатывающее производство 30181,5 7,0%
Производство электроэнергии, газа, пара и горячей воды 37425,5 32,7%
Строительство 27485,9 -2,6%
Торговля автотранспортными средствами и ремонт 33744,6 19,6%
Оптовая торговля 25470,4 -9,7%
Розничная торговля 22675,8 -19,6%
Деятельность гостиниц и ресторанов 20730,0 -26,5%
Транспорт 25000,9 -11,4%
Связь 26864,4 -4,8%
Финансовое посредничество 38468,4 36,4%
Страхование 34290,2 21,5%
Операции с недвижимым имуществом 25248,9 -10,5%
Аренда машин, оборудования, прокат бытовых изделий 48173,0 70,8%
Прочие виды услуг 24008,3 -14,9%
Государственное управление 36719,5 30,2%
Образование 22812,2 -19,1%
Здравоохранение и предоставление соц.услуг 24506,8 -13,1%
Сбор сточных вод, отходов и аналогичная деятельность 23972,3 -15,0%
Деятельность по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта 17305,3 -38,7%

 

Ниже среднего уровня по городу среднемесячная заработная плата в сельском хозяйстве (на 18,6%), в розничной торговле (на 19,6%), в образовании (на 19,1%), в организациях по сбору сточных вод, отходов (на 15%) и в организациях отдыха и развлечений, культуры и спорта, где среднемесячная заработная плата ниже городского показателя на 38,7%. Величина минимального потребительского бюджета по РТ на члена типовой семьи за IV квартал 2014 г. составила 12 087,0 руб., что на 10,0% выше уровня прошлого года. Величина прожиточного минимума по РТ за IV квартал 2014 г. составила 6 988,0 руб.

Задолженность по заработной плате на предприятиях и в организациях города по кругу наблюдаемых видов экономической деятельности отсутствует.

Малый и средний бизнес

На малый и средний бизнес приходится 30,1% или более 49 млрд. руб. валового территориального продукта г. Набережные Челны (ВТП в 2014 г. составил в городе 163,3 млрд. руб.). В городе работают около 30 тыс. предприятий малого и среднего бизнеса.

Рисунок 1.55 – Доля субъектов малого и среднего предпринимательства в ВТП, %

По оценочным данным доля субъектов малого и среднего предпринимательства в валовом территориальном продукте составляет около трети.

Рисунок 1.56 – Валовой территориальный продукт, приходящийся на субъекты малого и среднего предпринимательства

Фактические данные показывают снижение по годам числа субъектов малого предпринимательства в городе с 563,2 ед. на 10 тыс. чел. населения в 2012 г. до 510,47 ед. в 2013 г. (-9,4%) и 457,09 ед. в 2014 г. (-10,5% к предыдущему году).

Численность работников малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) составляет свыше 57 тыс. работников, или 30% от общегородской численности.

Распределение по видам экономической деятельности активных субъектов малого предпринимательства показывает, что на первом месте (42,4%) – оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования, на втором (17,7%) ‑ операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг, и на третьем (12,5%) ‑ обрабатывающие производства.

 

Рисунок 1.57 – Распределение экономически активных субъектов малого предпринимательства по видам экономической деятельности в 2014 г.

1.2.2 Портфельный анализ секторов экономики муниципального образования г. Набережные Челны (с учетом секторов, расположенных на территории «городская агломерация»)

Экономика республики имеет высокую степень зависимости от развития нефтедобывающего сектора и внешнеэкономической конъюнктуры, что создает дополнительные риски для развития региона и требует усиления его инвестиционно-инновационной политики. Одной из перспективных задач, стоящих перед экономикой Российской Федерации и Республики Татарстан, состоит в переходе от экспортно-сырьевого к инновационному типу развития.

РТ располагает мощным обрабатывающим сектором, доля которого превышает долю добывающего по численности занятых, основным фондам и инвестициям, уступая только по доле в производимой валовой добавленной стоимости.

Согласно действующей программы «Развития и размещения производительных сил РТ на основе кластерного подхода до 2020 г. и на период до 2030 г.» одной из основных задач социально-экономического развития РТ является диверсификация экономики республики с опорой на инновационное развитие машиностроительного и нефтехимического комплексов; создание наукоемких высокотехнологичных производств; организация инновационных центров и технопарковых зон на территории республики, развитие лесного комплекса, туризма и малого бизнеса.

Ведущими отраслями машиностроения РТ являются автомобилестроение, авиастроение и приборостроение. Крупнейшим представителем автомобилестроения РТ является ОАО «КАМАЗ», входящий в число лидеров по производству грузовых автомобилей в СНГ, также на заводе производятся автомобильные двигатели, используемые как на ОАО «КАМАЗ», так и на других автомобильных заводах России и зарубежных стран.

Негативные тенденции 2014 г., получившие развитие и в 2015 г., сказались на итогах социального и экономического развития г. Набережные Челны. Основной причиной экономического спада является существенное сокращение промышленного производства.

Городской округ Набережные Челны в соответствии с Перечнем монопрофильных муниципальных образований РФ (моногородов), утвержденным Распоряжением Правительства РФ №1398-р от 29 июля 2014 г. (в редакции распоряжения правительства РФ от 16.04.2015 №668-р), отнесен к категории 1 «Монопрофильные муниципальные образования РФ (моногорода) с наиболее сложным социально-экономическим положением (в том числе во взаимосвязи с проблемами функционирования градообразующих организаций)».

В соответствии с критериями отнесения муниципальных образований РФ к моногородам и установленными в зависимости от рисков ухудшения их социально-экономического положения категориями, утвержденными Постановлением правительства РФ от 29 июля 2014 г. №709, г. Набережные Челны отнесен к первой наиболее рисковой категории по следующим основаниям (необходимо соответствие не менее двух из следующих признаков):

- признак б) «имеется информация о планируемом высвобождении работников градообразующей организации в количестве, превышающем 10% среднесписочной численности работников такой организации»;

- признак в) конъюнктура рынка и (или) развитие отрасли, в которой осуществляет деятельность градообразующая организация, оцениваются как неблагоприятные.

Важной характеристикой экономики г. Набережные Челны является высокая концентрация производства в обрабатывающей промышленности. Текущее состояние экономики г. Набережные Челны требует кардинальных мер по структурной перестройке экономики в сторону новых технологий и инноваций. Повышению конкурентоспособности отраслей промышленности будут способствовать: переход к новым технологиям; создание новых, диверсификация и модернизация существующих производств; рост высоко- и среднетехнологичных производств; расширение присутствия на мировых рынках.

В г. Набережные Челны созданы все условия для производства грузовых автомобилей, а также имеется ряд уникальных конкурентных преимуществ, которые можно и нужно использовать для развития компонентной индустрии, которая востребована не только российскими, но и международными автопроизводителями, организующими автосборочные проекты в РФ. К конкурентным преимуществам в обрабатывающих отраслях, влияющим на развитие научно-инновационной сферы города относятся:

- качественные характеристики трудового потенциала, высокая концентрация квалифицированного производственно-технического потенциала;

- значительные капитальные фонды в производственно-технической и логистической сфере;

- близость к центрам автомобильного производства в Поволжском регионе и Центральной России, а также наличие сырьевой базы.

Основная особенность экономического развития г. Набережные Челны заключается в том, что в городе отсутствует отраслевая диверсификация – более 70% экономики города нацелена на получение дохода от отрасли машиностроения. Данная диспропорция усиливает зависимость практически всех систем жизнеобеспечения от экономического состояния на градообразующем предприятии ОАО «КАМАЗ» и является фактором повышения социальной напряжённости и социальной пассивности в обществе.

К факторам, сдерживающим развитие научно-инновационной сферы в городе, можно отнести:

- низкая рентабельность производства в обрабатывающих отраслях, высокий уровень износа основных фондов на отдельных предприятиях, недостаточная загруженность производственных мощностей, высокая доля неиспользуемого имущества, высокая энергоресурсоемкость продукции;

- острая, а подчас и критическая недостаточность инвестиционных ресурсов в производственном секторе;

- слабое развитие рынка научно-технологических знаний, практически полное отсутствие системы коммерциализации технологий;

- слабость кооперационных связей между учреждениями образования и производственным сектором экономики;

- недостаточный уровень развития малого инновационного предпринимательства;

- отставание технологий от мирового уровня, что привело в большинстве областей деятельности практически к полному вымыванию российских технологий и к замене их зарубежными технологиями или продуктами, созданными на их базе;

- отсутствие полной информации о правах на результаты интеллектуальной деятельности, неразвитость правовой базы интеллектуальной собственности.

Анализ структуры экономики города показал, что наибольший удельный вес принадлежит промышленному сектору и в основном приходится на обрабатывающие производства: на обрабатывающие производства приходится 41% среднесписочной численности работающих города, 59,4% в структуре добавленной стоимости, 91,1% в структуре отгруженной продукции по полному кругу предприятий. В структуре обрабатывающих производств превалирует производство транспортных средств и оборудования – 74,7% (в общей структуре промышленной продукции доля 2014 г. 63,1%). Наибольшая доля приходится на градообразующее предприятие ОАО «КАМАЗ».

В обрабатывающих производствах происходят следующие структурные сдвиги:

1.    Количество предприятий в секторе растет.

2.    Среднесписочная численность работников снижается: в 2013 г. среднесписочная численность снизилась на 8,1%, в 2014г. – на 0,1%.

3.    Добавленная стоимость снизилась на 20,7% в 2014 г. по сравнению с предыдущим годом в сопоставимых ценах.

4.    Объем инвестиций в основной капитал увеличился в 2014 г. на 28%, доля в общем объеме инвестиций в основной капитал, приходящаяся на обрабатывающие производства 37%.

5.    Объем промышленной продукции обрабатывающих производств сократился, индекс промышленного производства в 2014 г. составил 92,9%.

6.    Существенное ухудшение экономической ситуации в основной отрасли автомобилестроение и градообразующем предприятии ОАО «КАМАЗ». Среднесписочная численность работающих на ОАО «КАМАЗ» составляет 20% от общей среднесписочной численности работающих (включая малое предпринимательство) или 36464 чел. В целом в процессе разработки, изготовления, сборки автомобильной техники и авто компонентов, а также сбыта готовой продукции и сервисного обслуживания вовлечено более 116,2 тыс. чел. (с учетом персонала дочерних обществ, заводов спецтехники, официальных дилеров и поставщиков). В 2014 г. наметилась тенденция к росту числа нерабочих дней, к снижению средней заработной платы.

На фоне снижения среднесписочной численности в большинстве секторов экономики, рост отмечен только в секторе «Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования»: по сравнению с 2010 г. в 2014 г. рост среднесписочной численности работников составил 12,4%. Вместе с этим растет общее количество хозяйствующих субъектов. Добавленная стоимость по виду деятельности в 2014 г. снизилась на 68% по сравнению с 2013 г.

1.2.2.1 Анализ сильных и слабых сторон (SWOT–анализ)

Сильные и слабые стороны развития города исследованы по шести группам факторов: экономико-географическое положение, пространственная  организация города, демография и качество жизни, экономические, инженерная инфраструктура, образование. Результаты анализа показали, что наблюдается значительное превышение числа формулировок слабых сторон по всем факторам, что объясняется кризисной ситуацией в городе. Остроту этого кризиса можно оценить простым соотношением числа выявленных сильных и слабых сторон.

Таблица 1.26 – SWOT–анализ моногорода

  СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ СЛАБЫЕ СТОРОНЫ
Экономико-географическое положение 1)  благоприятное экономико-географическое положение; 2)  благоприятное транспортно-географическое положение: крупный железнодорожный, автотранспортный и авиационный узел, есть речной порт; 3)  выгодное положение в системе региональных и транспортных коммуникаций; 4)  один из основных городов Набережночелнинской агломерации, Нижнекамского территориально-производственного комплекса, центр грузового автомобилестроения в машиностроительном кластере РТ; 5)  близость развитых в промышленном, экономическом и культурном отношении городов создают благоприятные условия для развития промышленности, повышения занятости населения города и организации досуга. 1)   неразвитость сообщений с городами и муниципальными районами Набережночелнинской агломерации (Нижнекамск, Елабуга, Менделеевск, Агрыз и др.) с точки зрения ее развития (отсутствие скоростных путей сообщения); 2)   рост конкуренции со стороны городов агломерации за ресурсы, включая трудовые; 3)   близость других городов агломерации и их конкурентные преимущества способствуют оттоку ресурсов, в том числе трудовых; 4)   значительная удалённость от крупных промышленных и культурных центров;
Пространственная организация города 1)  благоприятная организация городской среды с четким выделением промышленной (за пределами жилой застройки), селитебной и лесопарковой зоны; 2)  природно-климатические условия (национальный парк «Нижняя Кама») способствуют развитию отдыха, туризма и восстановительной медицины; 3)  развитие трамвайной сети. 1)   недозагрузка и высокий износ существующих промышленных площадок, слабое развитие их инфраструктуры; 2)   точечная застройка в селитебной зоне по ранее выданным разрешительным документам нарушает комфорт проживания граждан; 3)   недостаточная благоустроенность лесопарковой и прибрежной зон; 4)   неблагоустроенность отдельных микрорайонов, внутри комплексов; 5)   рост загруженности автодорог; 6)   низкое качество автодорог и ремонтных работ; 7)   необеспеченность жителей микрорайонов местами парковки; 8)   отсутствие парков и скверов внутри микрорайонов; 9)   неразвитость туристической инфраструктуры; 10)  отсутствие бренда сформированного имиджа города
Демография и качество жизни 1)  относительно молодое население; 2)  отсутствие этнонациональных конфликтов; 3)  снижение уровня преступности; 4)  высокая обеспеченность населения торговыми площадями 1)   миграционный отток населения (отрицательное сальдо миграции); 2)   снижение рождаемости; 3)   снижение коэффициента брачности (предпосылки для снижения рождаемости); 4)   высокая безработица; 5)   ограниченные возможности для досуга и отдыха; 6)   ограниченные возможности для самореализации; 7)   аполитичность, социальная пассивность горожан; 8)   пессимистический настрой населения; 9)   высокая стоимость жилья; 10)    высокий уровень социальной напряженности; 11)    низкая комфортность жизни; 12)    высокий уровень тарифов ЖКХ при ухудшении качества услуг; 13)    неблагоприятная экологическая обстановка в городе
Бизнес-портфель и инновационный потенциал 1)  большой потенциал грузового автомобилестроения; 2)  весомая доля малого бизнеса в экономике (30% ВТП, 27% в структуре среднесписочной численности работающих); 3)  высокий уровень потребительского потенциала (полумиллионный город, преобладает молодое население); 4)  хорошо развитый рынок производственно-складской и офисной недвижимости; 5)  город имеет развитую городскую сеть, имеющую возможности к модернизации и обновлению 6)  относительно диверсифицированная структура занятости может обеспечить развитие новых отраслей трудовыми ресурсами 7)  развитие индустриальных парков и инкубаторов («КИП Мастер», «Развитие»); 8)  стабильная политическая ситуация 1)   преобладание одной отрасли в структуре экономики (автомобилестроения) (зависимость от динамики роста градообразующего предприятия ОАО «КАМАЗ»); 2)   существенный спад промышленного производства в доминирующем сегменте; 3)   низкий уровень доходов и покупательской способности горожан; 4)   высокая степень износа основных фондов; 5)   слабая инвестиционная активность малого и среднего бизнеса; 6)   несбалансированный бюджет; 7)   тенденция к росту среднесписочной численности в торговле; 8)   преобладание субъектов МСБ в сфере торговли; 9)   дисбаланс структуры трудовых ресурсов и рынка образования с учетом прогнозный потребностей предприятия; 10)   слабая степень развития сферы услуг; 11)   низкая степень доверия бизнеса к власти; 12)   недостаточное количество научно-инновационных лабораторий и научно – образовательных центров; 13)   низкий показатель объема НИОКР в расчете на одного научно-педагогического работника
Инженерная инфраструктура 1)  высокая обеспеченность селитебной и промышленной зон объектами инфраструктуры 1)   снижение скорости воды в сетях, что способствует заиливанию труб, ухудшению качества воды и требует системного решения проблем городских коммуникаций холодного и горячего водоснабжения; 2)   высокий уровень недозагрузки водозаборных сооружений и СОВ (в 2013 г. использовано менее 25% мощности) и  существенное ежегодное снижение на 8-10% объёмов потребления воды, вероятность дальнейшего снижение потребления воды населением и ОАО «КАМАЗ» в связи с падением производства, что увеличивает себестоимость поставки воды и может привести к существенному росту тарифов; 3)   высокая степень износа канализационных сетей, высокий риск аварийности, ухудшение качества поступающих стоков, в т.ч. влияние отработанных СОЖ от ОАО «КАМАЗ»
Образование 1)  доступность высших учебных заведений; 2)  высокое качество профессорско-преподавательского состава вузов 1)  отсутствие городского вуза (полумиллионный город – город филиалов); 2)  отсутствие партнерства научной и производственной сфер; 3)  отсутствие интереса молодёжи к техническим направлениям подготовки
  ВОЗМОЖНОСТИ УГРОЗЫ
Географическое положение и экономическое положение 1) развитие туристической инфраструктуры 1)  ухудшение экологической ситуации; 2)  увеличение нагрузки на транспортную инфраструктуру при недостаточном повышении уровня ее развития; 3)  конкуренция с близлежащим окружением за трудовые ресурсы
Демография и качество жизни 1) привлечение рабочей силы из близлежащих муниципальных образований 1)  потеря региональной идентичности как результат отсутствия  перспектив и возможностей для профессионального, культурного роста и улучшения качества жизни населения; 2)  напряженность в обществе в связи с ростом тарифов ЖКХ и стоимости жилищных услуг, непрозрачностью и необоснованностью их установления, высокой нагрузкой платежей за жилищно-коммунальные услуги в семейном бюджете; 3)  низкая степень доверия населения к администрации города
Бизнес-портфель 1) высокая производственная мощность и потенциал градообразующего предприятия; 2) наличие собственных генерирующих мощностей; 3) рост спроса на продукцию предприятий города внутри страны; 4) увеличение объемов экспорта; 5) поддержка градообразующей отрасли на федеральном уровне; 6) становление города как научно-инновационного центра; 7) активизация внимания к реализации кластерной политики, развитию кооперации между кластерами 1)  высокий риск зависимости города от градообразующего предприятия на фоне негативных прогнозов его развития. финансовая несамостоятельность вследствие проводимой политики межбюджетных отношений; 2)  возможные отрицательные последствия решений, принимаемых на федеральном и региональном уровнях
Инженерная инфраструктура 1)  капитальный ремонт, замена, модернизация оборудования 1)  увеличение количества аварий на инженерных коммуникациях города;. 2)  необоснованный рост тарифов ЖКХ и стоимости жилищных услуг.
Образование 1) развитие учреждений профессионального образования; 2) новый виток развития в системе профтехучилищ 1)  закрытие вузов, отток молодёжи, безработица в системе образования

 

Анализ SWOT-матрицы позволил выделить ряд ключевых проблем, на решение которых следует сконцентрировать основные усилия органов местного самоуправления и инвесторов:

-        Монопрофильный город в условиях макроэкономической нестабильности

-        Низкое качество среды обитания человека (экология, низкие доходы населения, безработица, высокая стоимость жилья, отсутствие возможности самореализации)

-        Высокая степень износа объектов инфраструктуры

Направления развития города:

1.         Диверсификация экономики, ослабление монофункциональности экономики города, поддержка МСБ.

2.         Улучшение городской среды, обеспечение условий для комфортного проживания горожан.

3.         Развитие инфраструктуры города.

4.         Повышение экологической безопасности.

5.         Развитие системы образования и науки.

Выделенные в ходе SWOT-анализа проблемы, направления развития и будут использованы для формулирования целей и задач социально-экономического развития города.

Для максимально наглядного представления соотношения сильных и слабых сторон в организационной практике принято использовать SNW – анализ в качестве усовершенствованного анализа сильных и слабых сторон. Аббревиатура SNW происходит от англоязычных слов: Strength (сильная сторона), Neutral (нейтральная сторона) и Weakness (слабая сторона). SNW – анализ предлагает ввести некое среднее, нейтральное состояние, которое не является конкурентным преимуществом, но тем не менее за счет стабильного положения укрепляет позицию города.

Таблица 1.27 – SNW анализ города

№ п/п Наименование стратегической позиции Качественная оценка позиции
Сильная Нейтральная Слабая
1. Экономико-географическое положение
1.1 Благоприятное экономико-географическое положение Х    
1.2 Благоприятное транспортно-географическое положение: крупный железнодорожный, автотранспортный и авиационный узел, есть речной порт Х    
1.3 Близость развитых в промышленном, экономическом и культурном отношении городов создают благоприятные условия для развития промышленности, повышения занятости населения города и организации досуга Х    
1.4 Выгодное положение в системе региональных и транспортных коммуникаций Х    
1.5 Один из основных городов Набережночелнинской агломерации, Нижнекамского территориально-производственного комплекса, центр грузового автомобилестроения в машиностроительном кластере РТ Х    
1.6 Неразвитость сообщений с городами и муниципальными районами Набережночелнинской агломерации (Нижнекамск, Елабуга, Менделеевск, Агрыз и др.) с точки зрения ее развития (отсутствие скоростных путей сообщения)   Х  
1.7 Рост конкуренции со стороны городов агломерации за ресурсы, включая трудовые   Х  
1.8 Близость других городов агломерации и их конкурентные преимущества способствуют оттоку ресурсов, в том числе трудовых   Х  
1.9 Значительная удалённость от крупных промышленных и культурных центров   Х  
2. Пространственная организация города
2.1 Благоприятная организация городской среды с четким выделением промышленной (за пределами жилой застройки), селитебной и лесопарковой зоны Х    
2.2 Природно-климатические условия (национальный парк «Нижняя Кама») способствуют развитию отдыха, туризма и восстановительной медицины Х    
2.3 Развитие трамвайной сети Х    
2.4 Недозагрузка и высокий износ существующих промышленных площадок, слабое развитие их инфраструктуры     Х
2.5 Точечная застройка в селитебной зоне по ранее выданных разрешительным документам нарушает комфорт проживания граждан   Х  
2.6 Недостаточная благоустроенность лесопарковой и прибрежной зон   Х  
2.7 Неблагоустроенность отдельных микрорайонов, внутри комплексов   Х  
2.8 Рост загруженности автодорог   Х  
2.9 Низкое качество автодорог и ремонтных работ     Х
2.10 Необеспеченность жителей микрорайонов местами парковки     Х
2.11 Неразвитость туристической инфраструктуры   Х  
2.12 Отсутствие бренда сформированного имиджа города     Х
3. Демография и качество жизни
3.1 Относительно молодое население Х    
3.2 Отсутствие этнонациональных конфликтов Х    
3.3 Снижение уровня преступности Х    
3.4 Высокая обеспеченность населения торговыми площадями  Х    
3.5 Миграционный отток населения (отрицательное сальдо миграции)   Х  
3.6 Снижение рождаемости     Х
3.7 Снижение коэффициента брачности (предпосылки для снижения рождаемости)   Х  
3.8 Высокая безработица     Х
3.9 Ограниченные возможности для досуга и отдыха   Х  
3.10 Ограниченные возможности для самореализации   Х  
3.11 Аполитичность, социальная пассивность горожан     Х
3.12 Пессимистический настрой населения     Х
3.13 Высокая стоимость жилья     Х
3.14 Высокий уровень социальной напряженности     Х
3.15 Низкая комфортность жизни     Х
3.16 Высокий уровень тарифов ЖКХ при ухудшении качества услуг     Х
3.17 Неблагоприятная экологическая обстановка в городе     Х
4. Бизнес-портфель
4.1 Большой потенциал грузового автомобилестроения Х    
4.2 Весомая доля малого бизнеса в экономике (30% ВТП, 27% в структуре среднесписочной численности работающих) Х    
4.3 Высокий уровень потребительского потенциала (полумиллионный город, преобладает молодое население) Х    
4.4 Хорошо развитый рынок производственно-складской и офисной недвижимости Х    
4.5 Город имеет развитую городскую сеть, имеющую возможности к модернизации и обновлению Х    
4.6 Относительно диверсифицированная структура занятости может обеспечить развитие новых отраслей трудовыми ресурсами Х    
4.7 Развитие индустриальных парков и инкубаторов («КИП-Мастер», «Развитие») Х    
4.8 Стабильная политическая ситуация Х    
4.9 Преобладание одной отрасли в структуре экономики (автомобилестроения) (зависимость от динамики роста градообразующего предприятия ОАО «КАМАЗ»)     Х
4.10 Существенный спад промышленного производства в доминирующем сегменте     Х
4.11 Низкий уровень доходов и покупательской способности горожан     Х
4.12 Высокая степень износа основных фондов   Х  
4.13 Слабая инвестиционная активность малого и среднего бизнеса     Х
4.14 Несбалансированный бюджет   Х  
4.15 Тенденция к росту среднесписочной численности в торговле   Х  
4.16 Преобладание субъектов МСБ в сфере торговли   Х  
4.17 Дисбаланс структуры трудовых ресурсов и рынка образования с учетом прогнозный потребностей предприятия   Х  
4.18 Слабая степень развития сферы услуг   Х  
4.19 Низкая степень доверия бизнеса к власти     Х
4.20 Недостаточное количество научно-инновационных лабораторий и научно – образовательных центров   Х  
4.21 Низкий показатель объема НИОКР в расчете на одного научно-педагогического работника   Х  
5. Инженерная инфраструктура
5.1 Высокая обеспеченность селитебной и промышленной зон объектами инфраструктуры Х    
5.2 Снижение скорости воды в сетях, что способствует заиливанию труб, ухудшению качества воды и требует системного решения проблем городских коммуникаций холодного и горячего водоснабжения     Х
5.3 Высокий уровень недозагрузки водозаборных сооружений и СОВ (в 2013 г. использовано менее 25% мощности) и существенное ежегодное снижение на 8-10% объёмов потребления воды, вероятность дальнейшего снижение потребления воды населением и ОАО «КАМАЗ» в связи с падением производства, что увеличивает себестоимость поставки воды и может привести к существенному росту тарифов     Х
5.4 Высокая степень износа канализационных сетей, высокий риск аварийности, ухудшение качества поступающих стоков, в т.ч. влияние отработанных СОЖ от ОАО «КАМАЗ»     Х
6. Образование
6.1 Доступность высших учебных заведений Х    
6.2 Высокое качество профессорско-преподавательского состава вузов Х    
6.3 Отсутствие городского вуза (полумиллионный город – город филиалов)     Х
6.5 Отсутствие партнерства научной и производственной сфер     Х
6.6 Отсутствие интереса молодёжи к техническим направлениям подготовки     Х

 

На основании проведённого SNW – анализа было установлено: количество сильных сторон ‑ 24, нейтральных ‑ 21, слабых ‑ 24. Данные проведённого анализа ещё раз подтверждают о критичном социально-экономическом состоянии в городе, имеется большое количество проблем, которые требуют принятия взвешенных решений, в противном случае нейтральные позиции могут перейти в разряд слабых сторон.

Город обеспечен ресурсами, позволяющими ему сформировать диверсифицированную экономику, где наряду с традиционными связанными индустриальными отраслями, перешедшими на выпуск конкурентоспособной продукции с высокой долей добавленной стоимости, активно развиваются высокотехнологичные и сервисные отрасли, сфера услуг, средний бизнес.

 


Среда, 23 декабря 2015, 00:30